Солнцев, Фёдор Григорьевич


Фёдор Григо́рьевич Со́лнцев (14 [26] апреля 1801, Верхне-Никульское, Ярославская губерния — 3 [15] марта 1892[1], Санкт-Петербург) — русский живописец и художник-реставратор, а также архитектор и историк. Специалист по художественной археологии, один из теоретиков эклектического русско-византийского стиля; руководитель издания «Древности Российского государства», заведующий художественным оформлением Большого Кремлёвского дворца. Академик (с 1836), почётный вольный общник (с 1863) и профессор (с 1876) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1886).

Родился 14 (26) апреля 1801 года в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение, Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа А. И. Мусина-Пушкина. Отец — Григорий Кондратьевич Солнцев, мать — Елизавета Фроловна. Всего у них было 4 сына и 1 дочь. Младший брат Фёдора — Егор (1818—1865), также стал известным художником. Граф обнаружил одарённость Фёдора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу в 1815 году отдать сына в Академию художеств[2]. Первые полтора года обучался в гипсовом и натурном классе; в марте 1819 года был определён в живописный класс. В феврале 1824 года выпускникам были предложены две программы: «Приам просит тело Гектора у Ахиллеса» и «Шашечная игра». Выполнив два эскиза, Солнцев сделал ещё один — портрет «Крестьянское семейство»; Совет академии предложил ему писать конкурсную картину по своему выбору. Солнцев выбрал сюжет «Крестьянское семейство перед обедом», которое начал писать под руководством профессоров А. Г. Варнека и С. С. Щукина. И хотя по настоянию Варнека готовая картина (ныне в Третьяковской галерее в Москве[3]) не получила большую золотую медаль, а только малую, она обратила на себя внимание. Солнцев получил звание художника 14 класса и был оставлен пансионером для дальнейшего усовершенствования.

В 1827 году за акварель «Воздадите кесарево кесарю, а Божия Богови» («Спаситель и фарисеи») — большую золотую медаль. В том же году поступил «на место учителя живописи»; при этом выполнял небольшие частные заказы.

В 1830 году по высочайшему повелению и поручению члена Государственного совета, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге А. Н. Оленина направлен в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного Олениным и осуществлённого после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров[4].