Варнек, Александр Григорьевич


Алекса́ндр Григо́рьевич Ва́рнек (при рождении и до 1833 года — Ва́рник[1]; 15 [26] февраля 1782, Санкт-Петербург, Российская империя19 [31] марта 1843, там же) — русский живописец и рисовальщик немецкого происхождения, один из крупнейших портретистов (наряду с О. А. Кипренским и В. А. Тропининым) раннего русского романтизма первой половины XIX века. Академик (с 1810), заслуженный профессор (с 1834) Императорской Академии художеств, коллежский советник (1832)[2].

А. Г. Варнек родился в 1782 году в Санкт-Петербурге в семье мебельщика. С марта 1795 по сентябрь 1803 учился в Императорской Академии художеств у Г. Ф. Дуайена, Д. Г. Левицкого, С. С. Щукина.

Окончил Академию с большой золотой медалью за «Портрет живописца» и аттестатом 1-й степени со шпагой (1803). Во время учёбы выполнял заказы на портреты императора Александра I[3]. В 1804 году Варнек пенсионером Академии художеств уехал в Италию. Там он создал свое первое программное произведение — «Автопортрет с палитрой и кистями в руке» (1805—1806)[4]. В 1810 году Варнек получил звание академика, преподавал в Академии художеств портретную живопись. С 1824 года художник работает в Эрмитаже хранителем рисунков и эстампов. Однако все это не мешало художнику продолжать активно работать в портретном жанре[4]. В 1831 удостоен звания профессора 2-й степени, годом позже — профессора 1-й степени, в 1834 — заслуженного профессора[5].

Варнек умер в 1843 году в своем доме в Петербурге[6]. Был похоронен на Смоленском православном кладбище (по другой версии, данной в «Петербургском некрополе» — на Смоленском евангелическом кладбище[7]); в 1936 году останки были перенесены на Некрополь мастеров искусств с установкой нового памятника[8].

Во время обучения в Императорской Академии художеств он выполнил дважды заказы на портреты императора Александра I (работы не сохранились)[4]. Специальностью Варнека была портретная живопись, в которой он отличался мастерским рисунком, гармоничным, хотя и не особенно сильным колоритом, уменьем схватить близкое сходство и выбрать подходящее освещение, вообще добросовестным исполнением и правдивостью без прикрас. Современники высоко ценили портреты Варнека, вследствие чего он оставил по себе немало произведений в этом роде. Особенно значительны автопортрет художника, портрет М. С. Хатовой, ростовой портрет графа А. С. Строганова, портрет президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А. Н. Оленина, картины «Голова молодого турка», «Мальчик с собакой» и «Скрипач» (автопортрет?), а также выполненные Варнеком образа Благовещения и четырёх евангелистов в домовой церкви Академии художеств.