Дуайен, Габриэль-Франсуа


Габриэ́ль-Франсуа́ Дуайе́н[1], Дойен[2], Доен[3] (фр. Gabriel-François Doyen; 20 мая 1726, ПарижКоролевство Франция3 [15] марта 1806, Санкт-Петербург, Российская империя) — французский живописец, ученик Карла Ванлоо, выдающийся мастер исторического жанра стиля рококо, его позднего, переходного к неоклассицизму этапа. Академик Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже (с 1759; ассоциированный член с этого же года), почётный вольный общник (с 1794) и профессор (1798–1801) Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Родился в Париже в 1726 г.; в 12 лет обнаруживал столь очевидные художественные способности, что отец определил его в ученики к Ш. Ванлó. В 1746 г. Дуайен получил римскую премию и, отправившись в Италию, изучал там произведения преимущественно А. Карраччи, Ланфранко, Пьетро да Кортона и Солимены.

По возвращении в Париж в 1755 г., вначале не нашёл достаточного признания своему таланту в обществе, пристрастном к жеманству и пустой миловидности в искусстве; но выставленная им в салоне картина «Смерть Виргинии» доставила ему громкую известность.

За другую картину, «Юпитер и Геба», в 1759 г. Парижская академия живописи приняла его в свои члены. В 1767 г. закончил лучшее из своих произведений — «Miracle des Ardens» (св. Женевьева молитвой прекращает свирепствующую в Париже чуму; церковь св. Роха в Париже). В 1767 г. Дуайен получил профессорское звание.

После смерти Ванлó ему было поручено закончить начатое этим художником живописную роспись капеллы св. Григория в церкви дома Инвалидов.

Революционные смуты во Франции побудили Дуайена принять предложение российской императрицы Екатерины II, давно приглашавшей его в Санкт-Петербург. Прибыв туда в 1791 г., он поселился в одном из дворцовых зданий, стал получать по 1200 р. жалованья в год и вообще пользовался большим благоволением у императрицы и, по её кончине, у императора Павла I. По их поручению он произвёл немало работ, преимущественно декоративного характера, и расписал, в числе прочего, два потолка для Георгиевского зала в Зимнем дворце (сгоревшие в 1837 г.), потолок в здании Старого Эрмитажа («Добродетели представляют русское юношество Минерве») и потолок в опочивальне императора Павла I.