Трудовая терапия


Трудовая терапия (трудотерапия   или эрготерапи́я (έργον — труд, занятие, θεραπεία или — лечение, оздоровление) — раздел клинической медицины, специализирующийся на оценке, развитии и восстановлении активности людей, которые в результате болезни или травмы потеряли способность двигаться, координировать движения или заниматься повседневными делами[1]. Трудотерапия применяется в педиатрии, неврологии и нейрохирургии для помощи людям с поражением периферической и центральной нервной системы, например после травм спинного мозга и инсультов[2]. Термин «эрготерапия» применяется в Чехии, Польше, России, странах Балтии, Германии, Австрии и Швейцарии. В США, Канаде, Англии, Испании, Швеции, Норвегии, Финляндии более распространено название «occupational therapy[англ.]», то есть «лечение занятостью»[3][4]. Также трудотерапевты (эрготерапевты) помогают детям с особенностями быть включёнными в повседневную жизнь. Всемирный день трудотерапии проходит ежегодно 27 октября[5].

В 1951 году была основана Международная организация трудотерапевтов — World Federation of Occupational Therapists, объединившая 83 страны и более 400 000 специалистов[3]. Благодаря этому сотрудничеству с 1970 годов стали открываться первые профессиональные школы по подготовке трудотерапевтов, в 1986 году был создан Комитет эрготерапевтов Европейского сообщества. К середине 1990-х сложилась европейская сеть высших учебных заведений по трудотерапии, центр которой находится в датском городе Ольборг[6].

В России первая программа обучения трудотерапевтов открылась в 1999 году на базе Санкт-Петербургской государственной медицинской академии имени Ильи Мечникова при поддержке Шведской ассоциации трудотерапевтов. В 2001 году была основана Русская ассоциация эрготерапевтов (трудотерапевтов) (РАЭТ), которая с 2004 года входит в состав WFOT[7].

Эрготерапия — междисциплинарное направление, объединяющее знания психологии, биомеханики, физической терапии и педагогики. Основными целями эрготерапии являются восстановление или улучшение необходимых для повседневной жизни навыков, создание условий для развития и самореализации пациента через определённую занятость — повседневную активность, работу, продуктивную деятельность и досуг[8][9][10][11].