Тульский трамвай


Тульский трамвай — система трамвайного движения в Туле, открытая 7 ноября 1927 года. Действует 10 охватывающих все районы города трамвайных маршрутов, а их функционирование обеспечивает парк из 104 вагонов, обслуживаемых в одном трамвайном депо. Обслуживающим предприятием является МКП «Тулгорэлектротранс».

Первый проект устройства конно-железной дороги в Туле был представлен тульскому губернатору дворянином Алексеем Вейденгамлером в 1872 году. Автор предлагал проложить рельсы и запустить 4 пассажирских и 10 товарных вагонов. Через полгода проект вернули на доработку, которая так и не была произведена. Лишь 10 июня 1887 года Тульская городская дума заслушала доклад управы о контракте с инженером Горчаковым, который должен был представить планы и профили четырёх линий: Киевской, Миллионной, Курской и Баташевской. 11 мая 1888 года Горчаков представил проект. На левом берегу реки Упы недалеко от моста было построено депо.

1888 год стал годом рождения в Туле рельсового городского транспорта. Первая линия городской железной дороги была проложена от Киевской заставы (ныне — ул. Льва Толстого) по улицам Киевской (ныне — проспект Ленина), Посольской (ныне — Советская), Старо-Павшинской (ныне — Мосина), Грязевской (ныне — Лейтейзена) и Кривоноговской (ныне — Клары Цеткин) до Курского (ныне — Московского) вокзала. Движение по ней осуществлялось по одной колее шириной 1000 мм. Для того чтобы встречные вагоны могли пропустить друг друга, на линии было устроено несколько разъездов.

Разворотных колец конка не имела. В тупике кучер отцеплял лошадей, переводил их к противоположному концу вагона, садился на другое кучерское место и продолжал движение в обратную сторону. К началу 1910-х годов протяжённость линий конки в Туле увеличилась до 7,5 км. Были построены линии по улицам Миллионной (ныне — Октябрьская), Суворовской (ныне — Красноармейский проспект), Крестовоздвиженской (ныне — Революции), Менделеевской, Воронежской (ныне — Оборонная) и Ваныкинскому проезду (ныне — ул. Первомайская). Коночный парк переместили на Конную площадь вблизи храма Двенадцати апостолов.

В 1910 году владелицей тульской конки стала бельгийская компания «Société Anonyme des Tramways Urbains et Suburbains en Russie», управлявшая конно-железными дорогами многих европейских и российских городов. Уже в 1889 году Горчаков предложил пустить в городе электрический трамвай[1]. Но его предложение так и не было реализовано. Вернулись к вопросу о возможности замены конки трамваем в 1913 году, но планам помешала Первая мировая война[2].

После Октябрьской революции сеть конно-железных дорог была национализирована, но из-за последствий Первой мировой и Гражданской войны движение остановлено в 1918 году. В последующие годы путевое хозяйство, подвижной состав и депо пришли в упадок.