Туть


Туть — упразднённая слобода, ныне микрорайон «Тути» в северной части Железнодорожного района Ульяновска. Располагается на реке Свияга.

В 1653 году под Симбирском провели пробный посев семян белой шелковицы или тутовое дерево[1]. Но после 1667 года тутовые сады погибли от сильных морозов. Только спустя много лет, в начале XIX столетия, на образовавшемся пустыре, по правому берегу Свияги, стали отводить земли отставным солдатам, которые, прослужив в армии 25 лет, обзаводились семьями и селились здесь. А слободе (изначально — выселок) в память о тутовом саде дали название Туть. Среди первых поселенцев было немало инвалидов (ветераны) Симбирского народного ополчения 1812 года. Поэтому, первая улица в новой слободе, стала именоваться «Инвалидной».

Ещё с 1691 года на месте будущей слободы здесь стояла казённая водяная мукомольная мельница (Андреевская мельница), которую арендовал купец Иван Андреев, а спустя 15 лет его сменил сын — Ермолай, ещё через три десятилетия — внук Василий[2][3][4].

В 1826 году рядом со слободой начал действовать чугунолитейный (чугуноплавильный) завод Андреева[5][6], в 1918 году национализирован и стал называться — Симбирский государственный механический завод «Металлист», в 1941 году вошёл в состав эвакуированного из Москвы автозавода им. Сталина (ЗиС), в 1939 году завод передали в подчинение Наркомата автомобильного транспорта СССР, и «Металлист» стал выполнять заказы по производству автогаражного оборудования и передвижных механических мастерских для армейских частей, стал одним из истоков отечественного автосервиса, в 1941 году вошёл в состав эвакуированного из Москвы автозавода им. Сталина (ЗиС), с 1944 года — литейный цех № 5 завода малолитражных двигателей (ЗМД), в 1996 году закрыт, ныне руинирован[7][8][9].

В 1844 году к северу от Тутей была построена земская конюшня, в 1852 году она была преобразована в Государственный конный завод, а в 1853 году, в 1 версте южнее слободы, открылся Симбирский ипподром, первым президентом стал губернатор Н. П. Бибиков. В 1863 году ипподром посетил наследник престола великий князь Николай Александрович. В свите цесаревича находился академик, профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов, а также русский поэт, писатель, краевед, переводчик Д. П. Ознобишин[10].

В 1860 году Николай Васильевич Голубков приобрёл участок земли на 3-й Старой Инвалидной улице (ныне ул. Транспортная), где и построил чугунолитейный завод, на котором, в 1905 году, работал большевик М. А. Гимов[11][12][13].