Ту-334


Ту-334 — российский среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1990-х — начале 2000-х годах с целью заменить выводящиеся из эксплуатации Як-42, Ту-134 и Ту-154Б. По финансовым соображениям серийное производство самолёта организовано не было ввиду планировавшегося внебюджетного финансирования для проекта RRJ (в дальнейшем SSJ 100) и лучшего экспортного потенциала из-за сертификации (Ту-334 на российских комплектующих, а RRJ — на иностранных)[1].

Работа над Ту-334 началась ещё в конце 1980-х годов. Самолёт рассматривался как замена Ту-134 на региональных линиях, а для ускорения его сертификации и подготовки производства он должен был быть максимально унифицирован с самолётом Ту-204.

Первоначально рассматривались два варианта Ту-334: первый — с двухконтурными двигателями на пилонах под крылом, второй — с винтовентиляторными двигателями с толкающим винтом в хвостовой части фюзеляжа. Для реализации был выбран второй вариант, однако, позже двигатели были заменены на двухконтурные Д-436 Запорожского КБ. При проектировании Ту-334 многие агрегаты были заимствованы у Ту-204. Это стало одной из причин переутяжеления самолёта на 4 тонны. Из-за перевеса двигательной установки была нарушена центровка, что привело к переделкам фюзеляжа: на первой опытной машине был вырезан отсек в хвостовой части[2].

Первоначально планировалось развернуть производство Ту-334 на двух заводах — в России на КАПО имени С. П. Горбунова и на Украине на киевском заводе «Авиант», но впоследствии принято решение производить его только в России. Производство должно было быть организовано на мощностях РСК МиГ в Москве и Луховицах, предприятия начали получать конструкторскую документацию и проводить технологическую подготовку производства.

В 1993 году была попытка привлечь к проекту фирмы «Aérospatiale» и «Alenia». Анализ европейских специалистов показал перевес самолёта в 3−4 тонны и необходимость спроектировать новое крыло большей площади. По ряду причин сотрудничество не состоялось[2].

Прототип Ту-334 совершил первый полёт 8 февраля 1999 года в 12:50 по московскому времени под командованием А. Н. Солдатенкова и был впоследствии показан на нескольких авиационных выставках.