Составная ту́рко-перси́дская, тю́рко-перси́дская[1] или тю́рко-ира́нская культу́ра (перс. فرهنگ ایرانی-ترکی) — особая культура, возникшая в IX—X веках в Хорасане и Мавераннахре (современные Афганистан, Иран, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, незначительные части Киргизии и Казахстана)[2].
В более поздние века тюрко-персидская культура получила дальнейшее развитие, завоевав народы в соседних регионах и в конечном итоге стала преобладающей культурой правящих и элитных классов Южной Азии, Центральной Азии и Таримского бассейна, а также значительной части Западной Азии[2].
Тюрко-персидская традиция была вариантом исламской культуры[3]. Она была исламской в том смысле, что исламские представления о добродетели, постоянстве и совершенстве пронизывали обсуждение общественных проблем, а также религиозных дел мусульман, которые составляли правящую элиту[1].
После мусульманского завоевания Персии среднеперсидский, язык Сасанидов, продолжал широко использоваться во втором исламском веке (VIII веке) в качестве средства управления в восточных землях Халифата[1].
В политическом плане Аббасиды вскоре начали терять контроль, что привело к двум серьезным последствиям.
Во-первых, аббасидский халиф аль-Мутасим (833–842) значительно увеличил присутствие тюркских наемников, гулямов и рабов-мамлюков в халифате, а они в конечном итоге вытеснили арабов и персов из военной и политической гегемонии, положив начало эре тюрко-персидского симбиоза[4].