Уиллис, Джон Норт


Джон Норт Уи́ллис (англ. John North Willys; 25 октября 187326 августа 1935) — американский предприниматель, один из пионеров автомобилестроения, государственный деятель.

Родился 25 октября 1873 года в городе Канандейгуа[англ.], штат Нью-Йорк. В юности продавал велосипеды в своём родном городе. Спустя несколько лет развил производство собственных велосипедов. В 1897 году женился. Ещё через несколько лет занялся розничной продажей автомобилей в городе Элмайра, штат Нью-Йорк.

Его автосалон весьма успешно продавал автомобили марки Overland. Однако в 1907-м проблемы с поставками на завод Overland в Индианаполисе, штат Индиана, привели к тому, что Джон Уиллис сам приобрёл эту компанию. Он оказался талантливым бизнесменом и быстро переломил пошатнувшееся состояние фирмы. В 1909 году он приобрёл компанию Marion Motor Car Co. из Индианаполиса, а несколько лет спустя переместил свою деятельность на предприятие, купленное у обанкротившейся Pope Motor Car Co. в Толидо, штат Огайо.

В 1912-м Уиллис изменил название фирмы на Willys-Overland Motor Company, в следующем году приобрёл компанию Edwards Motor Co. в Нью-Йорке, которая предоставила ему лицензию на производство запатентованного двигателя Knight с золотниковым клапаном. Бизнес успешно развивался, и вскоре автомобильная компания Уиллиса стала вторым по величине производителем автомобилей в Соединенных Штатах. В 1915 году он построил семиэтажную штаб-квартиру в Толидо, штат Огайо, которая была самой современной на тот момент. До конца десятилетия одна треть рабочей силы города Толидо была занята либо в Willys-Overland, либо в одном из многочисленных малых предприятий, поставлявших запчасти и расходные материалы. Автомобильная империя Уиллиса предлагала потребителю выбор между автомобилями Overland, Willys и Willys-Knight, каждый из которых представлял определённый тип двигателя и ценовой диапазон. Посредством своей холдинговой компании в 1918 году Джон Уиллис приобрёл фирму Moline Plough из Молина, штат Иллинойс, которая производила сельскохозяйственные тракторы марки Universal и линейку автомобилей Stephens. В следующем году он получил контроль над компанией Duesenberg — в первую очередь для того, чтобы завладеть заводом братьев Дюзенберг в городе Элизабет, штат Нью-Джерси, где он планировал выпускать новый автомобиль с шестицилиндровым двигателем.

Из-за возникших проблем с рабочими на заводе Willys-Overland в Толидо в 1919 году началась забастовка, в результате которой завод был остановлен на несколько месяцев. Уиллис нанял вице-президента General Motors Уолтера Крайслера для управления предприятием Willys-Overland, предложив ему удивительную по тем временам зарплату в один миллион долларов в год. Однако Крайслер решил вытеснить Джона Уиллиса, использовав попытку поглощения, которая имела неприятные последствия: акционеры стали сопротивляться этому, и Крайслер в 1921 году был вынужден уйти и заняться собственным бизнесом.