Украинская «фабрика троллей»


Украинские интернет-тролли[1] (украинская «фабрика троллей»[2][3][4]) — спонсируемые украинскими олигархами и политиками[5] анонимные политические интернет-комментаторы и тролли, связанные с Украиной.

Участники украинской «фабрики троллей» занимаются политическим комментированием и вовлечены в информационные кампании, включающие манипуляцию общественным мнением, дискредитацию оппонентов и защиту интересов различных бизнес- и политических групп[6]. «Фабрики троллей» используют фейковые аккаунты для написания фейковых комментариев, привлекая различные социальные группы в качестве участников проводимых онлайн-кампаний[7]. Журналисты из радио «Свобода» отмечают, что услугами троллей, среди прочих, пользовались такие олигархи как Ринат Ахметов и Игорь Коломойский[1]. Осенью 2019 года вышло масштабное журналистское расследование о «фабриках троллей» на Украине[8].

Практика использования украинских интернет-троллей с развитием Интернета была задействована в начале 2000-х годов. Первыми такими услугами стали пользоваться специалисты в области маркетинга и PR[7].

Политолог, председатель правления Комитета избирателей Украины Алексей Кошель отмечает, что подобная интернет-активность на Украине началась в 2007 году; так, одна из крупнейших групп насчитывала порядка 50 ботов. Политические партии формировали специальные подразделения с целью влияния на общественное мнение через комментарии в известных СМИ[2]. Политтехнологи на Украине активно внедряли концепцию платных комментариев через фейковые аккаунты. Эти действия фокусировались на форумах, разделах комментариев к новостным сайтам, включая издание «Украинская правда», а также платформу для ведения блогов «Живой Журнал»[9].

После Евромайдана 2013—2014 годов украинские олигархи сохраняли значительное воздействие в политическом процессе Украины. Крупные политические игроки страны с целью укрепления своей позиции активно вкладывали средства в различные кампании самопродвижения, включая «чёрные» PR-кампании, направленные против оппонентов[10].

Практика интернет-троллинга на Украине является не только распространённой, но и финансово затратной. В условиях экономического кризиса, согласно данным политтехнологов, почти каждая политическая сила на Украине, особенно та, что представлена в парламенте, создала свою собственную внутреннюю команду «троллей». Эти команды активно мониторят общественное мнение, разрабатывают стратегии и формулируют тезисы, которые затем внедряются в сознание интернет-сообщества. Из-за финансовых трудностей многие политические силы отказались от найма внешних специалистов-комментаторов, предпочитая вести эту работу внутри собственных команд[1].