Уличное освещение


Уличное освещение — средства искусственного увеличения оптической видимости на улице в тёмное время суток. Как правило, осуществляется лампами, закреплёнными на мачтах, столбах, путепроводах и других опорах. Лампы включаются в ночное время автоматически с помощью элементов системы управления освещением, либо вручную из диспетчерского пункта.

Использование уличного освещения регулируется СНиП 23-05-95[1], который был изменён в 2011 году, с целью разрешения широкого применения светодиодной техники.[2]

В начале XXI века в большинстве уличных фонарей использовались дуговые лампы различных видов, в основном ртутные и натриевые. В настоящее время идёт активная замена дугового освещения на светодиодное. С 2010 года в России запущена программа внедрения уличного светодиодного освещения, что связано с открытием в Санкт-Петербурге завода по сборке светодиодных ламп «Оптоган». Первым городом в России, где было произведено массовое внедрение светодиодов в систему уличного освещения, стал Боготол[3].

Уличные фонари могут устанавливаться на столбах, на стенах зданий и сооружений, а также подвешиваться на струнах.

Для экономии электроэнергии, часть светильников может быть отключена в ночное время. При этом в вечерние и предутренние часы включены все линии, а в ночное время часть линий отключается, оставляя гореть от 1/5 до 1/10 ламп. Как вариант, в современных светильниках, предусмотрен режим сниженной мощности (горит отдельный маломощный дежурный светодиод). Линия, которая включена всю ночь, называется «ночной фазой», а отключаемая линия «вечерней фазой».

Ослепляющий фактор приводит к тому, что свет попадает в глаза прохожим, автомобилистам, вместо концентрации на дороге и освещаемых объектах. В результате воздействия ослепляющего фактора, свет бьет в глаза, контраст освещаемых объектов понижается, что затрудняет их видимость. В итоге, такое освещение приводит к повышенной опасности неверно освещенного участка дороги. Для снижения ослепляющего фактора нижняя часть фонаря должна быть плоской, исключая рассеивание в стороны, фонарь должен быть направлен строго вниз, без наклонов в стороны. Максимальный коэффициент ослепления регулируется СНиП.