Мысленная брань


Мысленная брань (то есть война «мысленная» или «в мысли») — в христианской религиозной практике — умно́е делание (то есть работа ума или умом), направленное против помыслов (то есть мыслей, чувств и желаний), всеваемых в естество человека бесами. Цель мысленной брани — уничтожение страстей, питаемых помыслами. Главное средство мысленной брани — Иисусова молитва. В наиболее совершенном виде мысленная брань ведётся монашествующими или аскетами.

Мысленная брань является неотъемлемой частью духовной борьбы православного монаха. По словам архимандрита Софрония (Сахарова), «Православный монах своим главным делом считает внутреннее умно́е внимание с молитвою в сердце, что дает ему возможность видеть помысл прежде, чем он войдёт в сердце. Ум, безмолвным вниманием стоящий в сердце, видит, как помысл приближается извне, пытаясь проникнуть в сердце, и молитвою отгоняет его». Это делание называется «умны́м трезвением» или «умны́м безмолвием».[1]

На практике борьба с помыслами (духовный подвиг) требует также телесного подвига (пост, бдение, труд и др.), который помогает временно сковать страсти. «Необходим подвиг для христианина, — учит святитель Игнатий Брянчанинов, — но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа».[2]

Сердце человека освобождается от помыслов, потому что вместо низких страстей «возобладало в нём другое, лучшее их вожделение». По слову святого Исаака Сирина, он мёртв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.[3]

В своей «книжице» Невидимая брань (перевод с греческого святителя Феофана Затворника) Никодим Святогорец раскрывает сущность и принципы борьбы христианина против «миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных» следующим образом.