Уральская школа византиноведения


Уральская школа византиноведения — научная школа, основанная в 1960 г. д.и.н., профессором М. Я. Сюзюмовым на базе кафедры Всеобщей истории (позднее кафедры истории Древнего мира и Средних веков) Исторического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького (ныне УрФУ) в Свердловске (ныне Екатеринбург).

Уральская школа византиноведения формально ведет свою историю с 1960 г., когда кафедра истории Древнего мира и Средних веков Уральского государственного университета выпустила в свет первый том сборника научных трудов «Античная древность и средние века» (сокр. — АДСВ), который по сей день издается усилиями сотрудников кафедры истории Древнего мира и Средних веков УрФУ.

Однако идея о создании научного центра оформляется у М. Я. Сюзюмова ещё в годы Великой Отечественной войны. Его единомышленниками стали профессор А. И. Виноградов, доцент Е. Г. Суров и сотрудник Херсонесского музея С. Ф. Стржелецкий, который привез в Свердловск эвакуированный из Крыма архив музея. Эвакуация в Свердловск архива Херсонесского музея, Эрмитажа и части кафедр Московского университета стала основой для формирования исследовательской площадки, появилась научная среда[1].

В 1943 г. М. Я. Сюзюмов защитил кандидатскую диссертацию по проблемам истории иконоборчества в Византии, после чего стал разрабатывать проблему византийского города.

В 1954 г. М. Я. Сюзюмов защитил в Институте истории АН СССР докторскую диссертацию, посвященную византийскому городу-эмпорию в период генезиса феодализма. Согласно его точке зрения, византийские города IV-VI вв. по характеру собственности на средства производства и организационным формам имели прямую преемственность с позднеримским обществом. Он категорически отрицал тезис о том, что византийский город возник в результате отделения ремесла от сельского хозяйства, а именно этот тезис был определяющим в советской медиевистике[2].

Лейтмотивом научных изысканий М. Я. Сюзюмова в дальнейшем стала идея континуитета — непрерывности исторического развития, присущая Византии, прямой наследнице античных традиций при переходе к Средневековью. Данная концепция стала определяющей в исследованиях уральских византинистов.