Устав Великой церкви


Уста́в Вели́кой це́ркви (храма Премудрости Божия в Константинополе), Уста́в пе́сненных после́дований — свод правил исполнения древних христианских праздничных богослужений, совершаемых вне монастырей, при большом стечении духовенства (во главе с епископом) и мирян.

Устав Великой церкви действовал преимущественно в Византийской империи одновременно с аскетическими монашескими уставами Иерусалимским и Студийскими. Собственно Великой Церковью во времена Византии именовали собор святой Софии, кафедральный храм Константинопольских патриархов, который был очагом особой литургической культуры. В нём богослужение отправлялось с особою торжественностью и исключительной точностью. Он имел и свой особый устав, приуроченный к его специальным условиям. На нём отразились влияния устава Царского Двора (не в последнюю очередь из-за того, что на богослужениях участвовал сам император).

Характерной особенностью этого богослужебного устава являлось отсутствие дисциплинарной части, так как устав разработан не для монастыря, а для столичного кафедрального собора, где преобладали помпезные патриаршие и царские выходы и церемонии. Этим торжествам всегда сопутствовали красочные «песенные последования» — музыкальные композиции, попеременно исполняемые приближёнными аристократами, священством, лучшими придворными и церковными хорами и толпами окружающих людей.

Крестные ходы, молебны, литии или литании совершались вне храма на улицах, площадях, рынках, источниках, в гаванях и даже на поле за городом не только по большим праздникам, но и для совершения молебствия по случаю землетрясений, наводнений, засухи, пожаров, эпидемий, народных волнений, мятежей, нападений врагов или в благодарность за избавление от таковых.

Каждая литургия предварялась крестным ходом[1] в храм (с песненными последованиями). Следы этой традиции в наше время обнаруживаются при совершении Литургии архиереем:

После входа в храм сначала следовало чтение определённых отрывков из Священного Писания: Ветхозаветные паремии, псалмы, апостольские послания, Евангелие, затем проповедники разъясняли смысл прочитанного, предлагалась усиленная молитва (сугубая ектения), после чего диакона выводили из храма оглашенных, и избрав из приношений прихожан лучшие хлеб и вино, совершали проскомидию и великий вход с предложенными Дарами.