Устойчивая мода


Устойчивая мода (англ. Sustainable fashion) — явление, связанное с изменением принципа потребления[1][2]. Оно предполагает «замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления»[3]. Устойчивая мода подразумевает нарушение базового принципа системы, связанного с последовательным стремлением к новизне[4][5]. Устойчивая мода связана с ограничением потребления и попыткой установления ответственного использования природных ресурсов[6].

В 1960-е годы одним из направлений исследований стало изучение окружающей среды и проблем, связанных с изменением климата[7][8][9][10]. Важной публикацией в этой области стала книга Рэйчел Карсон «Безмолвная весна»[11], где рассматривалось вредное воздействие деятельности человека на природную систему.

Термин, связанный с представлением об устойчивом развитии, возник во второй половине 1980-х[12][13], когда проблемы стабильности и равновесия обсуждались Международной комиссией по Окружающей среде и развитию (WCED) — так называемой Комиссией Брундтланд[14]. Основная идея устойчивого развития была основана на балансе ресурсов и экономическом росте, который не приводит к деградации окружающей среды[15]. Доклад комиссии был опубликован в 1987 году под патронажем ООН и при поддержке Издательства Оксфордского университета[16]. Он обозначил принципы устойчивого развития в социальной сфере, экономике и природопользовании[14].

В начале 1990-х проблемы, связанные с вопросами устойчивого развития, нашли свое отражение в публикациях о моде[17]. Как правило, в этих публикациях освещалась работа компаний, деятельность которых могла обернуться экологическими проблемами. Публикации обращали внимание на ущерб, причиненный производством материальных благ.

В 1990-х — 2000-х годах важным критерием «устойчивости» стала этика потребления[2]. Отчасти ее связывают с идеей заботы[18][19] — философской концепцией, сформировавшейся в работах Мартина Хайдеггера[20], Эммануэля Левинаса[21] и Жака Дерриды[22]. В исследовательских проектах вопрос критических изменений и проблема общества потребления обсуждалась еще в 1970-е годы. Она была поднята в работах Жана Бодрийяра[23], Ги Дебора[24] и Элвина Тоффлера[25].

Систематическое исследование Устойчивой моды связано с 2000 годами. Эти вопросы, в частности, рассматривались в работах Кейт Флетчер[26][27], Джанет Хиторн и Конни Уласевич[28]. Их тексты, опубликованные около 2008 года, можно считать одним из ранних примеров использования термина «Устойчивая мода». В российской историографии проблема Устойчивой моды рассматривалась в работах российского искусствоведа и историка моды Екатерины Васильевой[29].