У127


У127, У-127 — российский, а позже советский пассажирский паровоз типа 2-3-0 серии У. Имел официальное название Красный паровоз, так как его почётным машинистом являлся сам Владимир Ленин, а в 1924 году привёл траурный поезд вождя пролетариата в Москву[1][2]. У127 является первым советским паровозом-памятником, а с 1948 года — центральный экспонат музейного павильона у Павелецкого вокзала. До 1992 года числился экспонатом Центрального музея В. И. Ленина, а с 2001 года — музея Московской железной дороги. Единственный сохранившийся представитель серии[1]. Самый старый сохранившийся русский пассажирский паровоз[3]. Объект культурного наследия федерального значения[4].

Паровоз был построен в 1910 году на Путиловском заводе (Санкт-Петербург). Далее паровоз поступил на Ташкентскую железную дорогу, где получил обозначение серии П (пассажирский) и номер 127, то есть полное обозначение П127, и стал обслуживать пассажирские поезда. В 1912 году, согласно единой системе обозначения серий, паровоз получил серию У (Уральский), и полное обозначение стало У127[5].

В 1917 году паровоз получил повреждения (по официальной[а по неофициальной?] версии, из-за проходивших в то время в северном Казахстане боевых действий), в связи с чем был направлен из Оренбурга в Москву. В то время в мире вовсю бушевала эпидемия испанского гриппа (Испанка), и при транспортировке паровоза вирус попал внутрь будки машиниста. В результате этого вскоре погибло несколько человек, что побудило начальство депо Москва Рязано-Уральской железной дороги, куда прибыл паровоз, к решению о дезинфицировании локомотива. Весь сор с паровоза был сожжён, будку изнутри обработали хлоркой, а сам паровоз поставили «под забор»[2].

В 1923 году в рамках проходивших тогда в Советской России субботников, в депо было принято решение о восстановлении нескольких отставленных от работы паровозов. Тогда наперекор дурной славе (из-за ряда смертей, произошедших на нём) был выбран У127. Паровоз был отправлен в Козловские паровозные мастерские[6], где в течение нескольких субботников был доведён до рабочего состояния и перекрашен в красный цвет[2]. Также на его тендер была нанесена надпись:

БЕСПАРТИЙНЫЕ В НОГУ С КОММУНИСТАМИ,
СМЕЛО ВПЕРЁД К СВЕТЛОМУ БУДУЩЕМУ!
Выпущен из среднего ремонта БЕСПАРТИЙНЫМИ РАБОЧИМИ депо.
К 6-летнему юбилею ячейки РКП ст. Москва Р.Ур.ж.д. 12 мая 1923 г.