ФРЕЛИМО


ФРЕЛИМО или Фрели́мо (порт. Frente de Libertação de Moçambique, Фронт освобождения Мозамбика) — первоначально леворадикальная политическая организация Мозамбика, затем значительно поправевшая в сторону социал-демократии. Возглавляла национально-освободительную борьбу во время Войны за независимость Мозамбика, после обретения которой остаётся правящей партией.

Созданная в Дар-эс-Саламе (Республика Танганьика, затем Танзания) 25 июня 1962 года организация, деятельность которой была направлена на достижение независимости Мозамбика, бывшего в то время колонией Республики Португалии. Была образована путём слияния нескольких действовавших в эмиграции революционно-демократических организаций: Демократического национального союза Мозамбика (UDENAMO), Мозамбикского национального африканского союза (MANU), Африканского союза независимости Мозамбика (UNAMI).

Первым председателем ФРЕЛИМО был социолог Эдуарду Мондлане (убит посредством бомбы португальской политической полицией ПИДЕ в 1969 году), его заместителем — пастор Уриа Симанго (в 1969 году исключён, в независимом Мозамбике казнён без суда).

Принятая на 1-м съезде в сентябре 1962 года программа ФРЕЛИМО поставила задачу ликвидации португальского колониализма и завоевания независимости как демократической республики; первоначально предполагалось добиваться этого мирными методами. Однако события наподобие учинённой португальскими колонизаторами бойни в Муэде убедили активистов организации в необходимости вооружённой борьбы, которую они развернули с сентября 1964 года.

В ходе войны отряды ФРЕЛИМО заняли значительную часть северного Мозамбика, создав там собственные органы власти, наладив производство товаров широкого потребления, открыв школы и санитарные посты. Второй съезд ФРЕЛИМО, состоявшийся в июле 1968 года на этих освобождённых территориях, принял решения о расширении национально-освободительной борьбы, социально-экономических и политических преобразований, о создании Освободительной армии и народной милиции.

В ФРЕЛИМО, помимо коренного африканского населения, также участвовали представители белой радикальной интеллигенции, а мулаты и выходцы из португальской Индии. Активным было участие женщин: война за независимость рассматривалась как отрицание «мракобесных, традиционалистско-феодальных и капиталистических практик», и освобождение женщин считалось «необходимой частью революции, гарантией её последовательности и предпосылкой её победы».