Федора


Шля́па-федо́ра, или просто федо́ра (англ. fedora) — шляпа из мягкого фетра, обвитая один раз широкой лентой[1].

Поля шляпы мягкие, средней ширины,[1] их можно поднимать и опускать. На невысокой тулье имеются три вмятины. Была изобретена в конце 1880-х[2].

Названа по имени княгини Федоры Ромазовой, героини популярной в те годы пьесы «Федора»[англ.] французского драматурга Викторьена Сарду, а также одноимённой оперы итальянского композитора Умберто Джордано. В пьесе Сарду, поставленной в 1889 году, главная героиня в исполнении Сары Бернар носила шляпу именно такого фасона. По сюжету хитроумная и решительная героиня любит заимствовать вещи из мужского гардероба — в том числе, носит фетровую шляпу со «вмятиной» на тулье. Так федора из мужского превратилась в аксессуар-унисекс. В какой-то момент она даже оказалась своего рода символом борьбы за женские права — носить шляпы-федоры стали активистки движения суфражисток, одни из первых феминисток в истории.[3]

Шляпа стала модным аксессуаром сначала среди женщин; затем федора стала популярным элементом мужского костюма.

Обычно носится мужчинами, но существуют варианты шляп и для женщин. Также данный вид шляпы использовал Майкл Джексон в своих клипах и на концертах с 1983 года.

Федора была популярна на Западе в первой половине XX века, оттеснив на обочину модной истории головные уборы похожих фасонов, вроде «гомбургской» шляпы (похожа на федору, но с более высокой тульей и более строгими очертаниями) или pork pie (шляпа с очень низкой тульей, напоминающая «шапокляк»).[1] В это время она была практически непременным атрибутом костюма в городских индустриализированных областях. Такая шляпа часто ассоциируется с гангстерами, частными детективами и прочими «крутыми парнями», во многом благодаря штампу голливудских фильмов 1930—40-х годов. Примерно на рубеже 1950-х и 1960-х федора утратила популярность. В начале 1980-х федора плавно вошла в женскую моду и не сдаёт своих позиций до сих пор. В наши дни федора переживает очередную волну популярности.