Философия биологии


Филосо́фия биоло́гии или биофилосо́фия — раздел философии, который занимается эпистемологическими, метафизическими и этическими вопросами в области биологических и биомедицинских наук, а также анализом и объяснением закономерностей развития основных направлений комплекса наук о живом. Биофилософия исследует структуру биологического знания; природу, особенности и специфику научного познания живых объектов и систем; средства и методы подобного познания. Философия биологии — система обобщающих суждений философского характера о предмете и методе биологии, месте биологии среди других наук и в системе научного знания в целом, её познавательной и социальной роли в современном обществе. Некоторыми специалистами[1][2] биофилософия признается как междисциплинарная отрасль знания, включающая в себя философию биологии. Другие считают наоборот: философия биологии включает в себя биофилософию[3]. На данный момент среди философов консенсус по данному вопросу не достигнут[4].

Хотя философы науки и философы вообще давно уже интересовались биологией (например, Аристотель, Декарт, и даже Кант), философия биологии появилась относительно недавно. И почти сразу в ней выделилась биофилософия[5], как составляющая философии биологии. Начало формирования биофилософии (как независимой области философии) можно связать, по мнению А. Т. Шаталова и Ю. В. Олейникова[6], с выходом в свет монографии австрийского ученого-эволюциониста Б. Ренша, которая называлась «Биофилософия»[7], а также с публикацией Р. Саттлера под названием «Биофилософия. Аналитическая и холистская перспективы»[8], которая была посвящена гносеологической проработке механизмов познания жизни и определению места биофилософии в структуре научного знания.

Содержание и проблематика философии биологии существенно изменялись в ходе развития биологии и других наук о живом, в процессе изменения их предмета, трансформации стратегических направлений исследования. На начальных этапах своего становления как науки биология, ещё не будучи теоретически оформленной, по существу представляла собой часть философии. Это отчетливо проявилось уже в античности, прежде всего в учении Аристотеля. Проблема познания живого представлена у него как в рамках умозрительной философии, учения о логических формах и методах познания, так и как особая, относительно самостоятельная сфера исследования природы. В своем трактате «О частях животных» он провел огромную работу по созданию научных основ классификации видов живых организмов.