Фильм-лига


«Фильм-лига» (нидерл. Filmliga) — нидерландское художественное объединение кинематографистов и энтузиастов кино, члены которого стремились обновить язык кино, пропагандировать экспериментальные фильмы и придать кинематографу социальную направленность. Возникло под влиянием французского « Авангарда» и экспериментального советского кино, в противовес коммерческому кинематографу, прежде всего американскому. Отделения киноклуба существовали в нескольких городах Нидерландов, а также в других странах. Данное объединение существовало с 1927 по 1933 годы, издавало кинематографический журнал «De Filmliga».

В 1920-е годы во Франции возникли и получили распространение киноклубы — общественные объединения кинематографистов и любителей кино, основной задачей которых были совместные просмотры и коллективные обсуждения фильмов, изучение киноискусства. Первый киноклуб «Друзья седьмого искусства» был создан во Франции в 1920 году по инициативе кинокритика и теоретика кино Риччото Канудо, вслед за ним возник «Синеклуб» организованный Луи Деллюком[1], в котором по словам историка кино Жоржа Садуля собиралась «кинематографическая интеллигенция». Подобные организации любителей кино возникли и в других странах, среди наиболее известных можно назвать: «Фильм фройнде» в Германии, «Филм Арт Гилд» в США, «Фильм-клуб» в Бельгии[2].

Нидерландский киноклуб был основан в Амстердаме в 1927 году и получил название «Фильм-лига» (нидерл. Filmliga). Его организаторами являлись Менно тер Браак, Йорисом Ивенс, Лео Джордаан, Хенрик Шольте и Констант ван Вэссем. Своей задачей общество ставило популяризацию авангардных, экспериментальных фильмов, а также новаторского и социального кинематографа СССР. Тер Браак, один из главных идеологов киноклуба, был отрицательно настроен в отношении американской развлекательной кинопродукции, которая, по его мнению, препятствовала преобразованию кинематографа в форму искусства. В сентябре 1927 года был провозглашён манифест объединения, где декларировалось определение кинематографиста как художника, стоящего превыше всего, звучали призывы к смелому новаторству, эксперименту и «свободной дискуссии» на экране. Эстетическая программа «Фильм-лиги» в целом повторяла заявления и позицию французского «Авангарда». Для представителей обоих направлений, было характерно оценивать современное им кино, как находящееся в кризисе и даже на краю гибели. Это произошло с коммерциализацией кино, а художественные особенности и его открывающиеся богатые возможности низведены до получения дельцами прибыли. В противовес этому, от режиссёров «новой кинематографии» требовалось своеобразие и индивидуальность художественного видения; поощрялись импровизационность, наличие в картине поэтических метафор, острота и выразительность формы; ценились техничность монтажа, изысканное чувство ритма. Но были в программе «Фильм-лиги» и некоторые индивидуальные черты, которые выражались в большей сбалансированности фильма, к стремлению к высокой изобразительной культуре и правде жизни[3].