Ивенс, Йорис


Йорис Ивенс (нидерл. Joris Ivens; 18 ноября 1898, Неймеген, Гелдерланд, Нидерланды — 28 июня 1989, Париж, Франция) — голландский режиссёр документального кино, коммунист по убеждениям.

Родился 18 ноября 1898 года в Неймегене в семье владельца сети фотомагазинов. Его первый фильм «Вигвам» — вестерн, снятый в школьные годы со своими друзьями и семьёй[7]. После службы в армии изучал право в Роттердамском экономическом колледже, фотохимию в Берлине, устройство камеры в Дрездене, объективы на фирме «Цейс» в Йене. В 1926 году работал в Амстердаме техническим руководителем фотопредприятия «КАП» («Корнелис Адриан Петер Ивенс»)[8].

Вдохновлённый просмотром фильма Всеволода Пудовкина «Мать», в 1926 году основывает общество Фильм-лига для продвижения кинофильмов, по политическим и художественным причинам не распространяемых в Нидерландах, и начинает снимать картины авангардного направления.

Первый законченный фильм «Мост» (1928) и второй — «Дождь» принесли успех, основанный на поиске нового визуального языка. Ивенс получил заказы от «Рабочего союза строителей Голландии». Основав кинопроизводство на фирме своего отца, он пригласил на работу друзей, среди них Хелен ван Донген и Джон Ферно, впоследствии приобретших широкую известность. В этот период к его группе единомышленников, с которыми он в последующем продолжил плодотворно работать присоединяется композитор Ханс Эйслер[9]. Для «Рабочего союза» он сделал серию фильмов под общим названием «Мы строим (1930)» (нидерл. Wij Bouwen), из которых выделяется фильм «Зёйдер-Зе», рассказывающий о том как у моря отвоёвывается земля для сельскохозяйственных нужд.

В начале 1930-х годов режиссёр по приглашению советского режиссёра Пудовкина на протяжении трёх месяцев находился в СССР, где договорился о создании документального фильма, который он снял во время своей второй поездки. Эсфирь Шуб, познакомившись с его ранним творчеством, в 1930 году отмечала у Ивенса высокую культуру операторской работы, правильный выбор объектов и его точное восприятие окружающих и природной среды: «Он крепко стоит на земле, умно разбирается в происходящих перед ним процессах, умеет не только видеть, но видимое перенести на плёнку так, что все явления, демонстрируемые на экране, воспринимаются так, как они протекают в жизни»[10].

В 1932 году Ивенс приезжает по приглашению Пудовкина в СССР, где снимает фильм под названием «Комсомол» («Песнь о героях»), который повествует о строительстве Магнитогорского металлургического комбината[11]. Он подвергся критике за отход от принципов социалистического реализма. (Но при этом режиссёр остался весьма почитаем в СССР, и этот фильм упомянут в Большой Советской энциклопедии 1952 года, в 17-м томе, весьма положительно в отдельной статье о режиссёре).