Зёйдер-Зе (фильм)


«Зёйдер-Зе» (нидерл. Zuiderzee) — документальный фильм голландского режиссёра Йориса Ивенса. Фильм рассказывает о борьбе человека, подчиняющего себе природу. Фильм переделывался в 1933 году и получил название «Новая Земля» (нидерл. Nieuwe gronden).

Рассказ ведётся от лица Йориса Ивенса о том, как народ Нидерландов проводит работы по сооружению дамбы против грозящих наводнений природной лагуны Зёйдер-Зе. Фильм является политическим памфлетом и вызван экономической депрессией 1930-х годов. Показаны кадры голодных маршей в Нью-Йорке и Лондоне и тела погибших от голода в Маньчжурии.

Йорис Ивенс — один из крупнейших нидерландских кинематографистов и документалистов XX века. В 1927 году в Амстердаме он участвовал в создании киноклуба «Фильм-лига» (нидерл. Filmliga), члены которого стремились обновить язык кино, пропагандировали экспериментальные фильмы и намеревались придать кинематографу социальную направленность. В период деятельности киноклуба Ивенс сумел снять свои первые работы, привлёкшие к нему внимание — короткометражные документальные фильмы «Мост» (1928), «Дождь» (1929) и «Я–фильм» (1929), которые «были в значительной мере экспериментом, пробой сил, бывшими целиком в духе времени»[1]. В начале 1930-х годов режиссёр по приглашению советского режиссёра В. И. Пудовкина на протяжении трёх месяцев находился в СССР, где договорился о создании документального фильма, который он снял во время своей второй поездки. Фильм под названием «Комсомол» («Песнь о героях») снятый в 1932 году повествует о строительстве Магнитогорского металлургического комбината[2]. Ивенс вспоминал, что на встречах с советскими рабочими, ему задавали вопросы по поводу его фильма «Мост». Одна из претензий заключалась в том, что он остановился на конструктивистских аспектах сооружения и не показал жизнь простых людей, их труд и интересы. Как вспоминал режиссёр, эти слова произвели на него большее впечатление и запомнились на всю жизнь[3].

Летом 1930 года по рекомендации Профессионального союза голландских строительных рабочих Ивенс снимает фильм «Мы строим», на материале которого создал две короткометражные документальные ленты — «Новая архитектура» и «Сваи». В этот период у него формируется группа единомышленников, с которыми в дальнейшем он продолжил творческое сотрудничество — это монтажёр Елена ван Донген (нидерл. Helen van Dongen), кинооператор Джон Ферно (Йоханнес Фернхаут) и композитор Ханс Эйслер[3].