Зёйдерзе (проект)


Проект «Зёйдерзе» (нидерл. Zuiderzeewerken) — система рукотворных дамб и работ по осушению и дренажу земли, крупнейший инженерный проект Нидерландов в XX веке. Проект включал в себя постройку дамбы, отделившей Зёйдерзе от Северного моря, и превращение земель, занимаемых теперь уже внутренними водами, в польдеры. Основными целями проекта были увеличение площадей для производства продовольствия и защита от наводнений.

По мнению Американского общества гражданских инженеров (ASCE), проект «Зёйдерзе» совместно с проектом «Дельта» является одним из Семи чудес света современного мира. В 1930 году голландский режиссёр Йорис Ивенс снял одноимённый документальный фильм, посвящённый проекту.[1]

Первые задумки насчет того, как обезопасить «нижние земли» от капризов стихии, возникали ещё в XVII веке, но технических возможностей для их реализации в то время ещё не было. Лишь во второй половине XIX века стали появляться первые выполнимые идеи, в том числе лёгший в основу проекта «Зёйдерзе» план инженера Корнелиса Лели (который впоследствии стал министром). В соответствии с этим планом, созданным Лели в 1891 году, между северной конечностью Северной Голландии и западным берегом Фрисландии должна была пройти огромная дамба, позволяющая создать четыре польдера по краям озера, получившего впоследствии название Эйсселмер. Между польдерами планировалось оставить две крупных полосы воды для дренажа и судоходства. Изначально площадь водной поверхности, затронутой проектом, составляла 3,5 тыс. км².

В 1913 году Корнелис Лели становится министром транспорта и общественных работ, и правительство официально начинает работать над планами по закрытию Зёйдерзе. Шторм 1916 года, прорвавший несколько дамб по берегам залива, а также боязнь массового голода в годы Первой мировой войны из-за недостатка пахотных земель показали необходимость работы в данном направлении. 14 июля 1918 года был принят Zuiderzee Act — закон, положивший начало мегапроекту[2]. В законопроекте были указаны три основные цели:

После создания департамента по проекту «Зёйдерзе» (Dienst der Zuiderzeewerken) в мае 1919 года работа пошла полным ходом. Было решено начать не со строительства основной дамбы, а прежде провести тестовые работы — построить дамбу Амстелдипдейк по небольшому заливу Амстелдип, отделявшему остров Виринген от материковой части Северной Голландии. Постройка дамбы заняла четыре года, хотя её длина составила всего 2,5 км. Строители получили бесценный опыт, применённый ими в дальнейшем. Во время строительства дамбы методика мелиорации земель была испробована в небольшом экспериментальном польдере Андейк.