Фильм-рекордер


Фи́льм-реко́рдер, фильм-принтер – устройство графического вывода, предназначенное для печати цифрового изображения на киноплёнке или фотоплёнке. Применяется, главным образом, в цифровом кинематографе для изготовления плёночных фильмокопий, и в полиграфии для изготовления офсетных фотоформ (фотовывод)[1].

До изобретения и широкого распространения магнитной видеозаписи устройства, аналогичные фильм-рекордерам, использовались для архивирования телевизионных передач и их последующего воспроизведения телекинопроектором. Такая технология получила название «кинорегистрация видеосигнала» и обеспечивала низкое качество получаемого изображения. С появлением видеомагнитофонов кинорегистраторы вышли из употребления. Однако вывод электронного изображения на киноплёнку стал необходим в кинематографе. Первые разработки, позволяющие переводить видеозапись на киноплёнку при помощи лазеров, появились уже в начале 1970-х годов. В СССР комплекс соответствующей аппаратуры был разработан ЛИКИ в 1980 году[2].

После появления цифровых спецэффектов фильм-рекордеры использовались для перевода полученного цифровыми методами изображения на киноплёнку. Распространённая с 1990-х годов технология Digital Intermediate также невозможна без использования фильм-рекордеров, переводящих полученное изображение на плёночный носитель. В настоящее время, вследствие повсеместного распространения цифровых технологий фильмопроизводства с применением цифровых кинокамер, фильм-рекордеры используются для печати дубльнегатива фильма[3]. Последний служит промежуточным носителем, с которого контактным способом печатается тираж плёночных фильмокопий. Их большая часть предназначена для малобюджетных кинотеатров, оборудованных обычными кинопроекторами.

При работе фильм-рекордер получает цифровое растровое изображение с компьютера через специальный интерфейс[4]. В первых фильм-рекордерах происходила оптическая печать изображения с видеомонитора высокого разрешения объективом на светочувствительную киноплёнку. Существовали технологии печати с электронно-лучевой трубки или сфокусированным световым пучком, сканирующим плёнку[4]. При цветной печати с электронно-лучевой трубки на неё последовательно подавались три монохромных изображения, экспонирующие плёнку за тремя цветными светофильтрами, которые менялись синхронно со сменой цветового канала на кинескопе. Светофильтры монтировались во вращающемся обтюраторе, синхронизированном с грейферным механизмом, перемещающим киноплёнку на шаг кадра.