Финигуэрра, Мазо


Мазо да Финигуэрра, Томмазо ди Антонио Финигуэрра (итал. Maso da Finiguerra, Tommaso di Antonio Finiguerra; март 1426, Флоренция — 24 августа 1464, Флоренция)[3][4] — художник раннего итальянского Возрождения флорентийской школы, рисовальщик, гравёр и ювелир.

Томмазо был сыном Антонио и внуком Томмазо Финигуэрры или Финигерри (фамилия в точности неизвестна), в 1421 году был зарегистрирован как ювелир. Мазо да Финигуэрра вступил в ювелирное дело в 1456 году, женился на Пьере ди Доменико ди Джованни в 1458 году, учился ювелирному делу у отца и «освободился от его опеки» в 1459 году. Финигуэрра был среди молодых художников, которые под руководством Лоренцо Гиберти работали над знаменитыми «Вратами Рая» (восточными дверьми Флорентийского баптистерия)[5].

Джорджо Вазари ошибочно назвал Финигуэрру изобретателем техники гравюры резцом по меди. Однако Вазари и его последователи приписывали Финигуэрре только его бумажные оттиски: так называемые ниелло (итал. niello, от лат. nigellus — черноватый) — технику чернения углублённого (гравированного) рисунка на металле, главным образом на серебре, смесью сульфидов серебра, свинца, меди, олова и серы с последующим прокаливанием и полировкой. Такую «чернь» до обжига можно печатать на влажную бумагу аналогично офорту[6].

Вазари подтверждал свои сведения тем, что именно Финигуэрра «первым в 1452 году догадался использовать приёмы чернения ювелирных изделий для печатания оттисков на бумагу с награвированной на металле печатной формы»[7]. Это сделало художника ключевой фигурой в истории гравюры старых мастеров до начала двадцатого века. Однако постепенно стало понятно, что точка зрения Вазари, как и многие его утверждения относительно происхождения технических достижений, не может быть документально подтверждена. Как правило, Вазари преувеличивал значение родных ему флорентийцев. Ныне хорошо известно, что гравирование по дереву и металлу развивалось в Германии ранее, чем в Италии[8].

Вероятно, Томмазо да Финигуэрра изготавливал не сами гравюры, а оттиски, сделанные со специальных печатных форм; гравюр в полном смысле этого слова у него никогда не было. И хотя он явно был важным художником своего времени, множество рисунков и одна сохранившаяся гравюра не могут быть определённо приписаны ему, поэтому научный интерес к художнику значительно снизился, хотя «ему по-прежнему приписывают более ста рисунков, хранящихся в Уффици и в других собраниях»[9].

Деятельность Мазо Финигуэрра связывают с творчеством многих других флорентийских художников, как то Баччо Бальдини и Алессио Бальдовинетти. Но Финигуэрра преждевременно скончался в тридцать восемь лет, как раз тогда, когда его карьера казалась многообещающей, вероятно, став жертвой очередной эпидемии чумы. Он был похоронен в церкви Оньиссанти во Флоренции 24 августа 1464 года[10].