Фиркович, Авраам Самуилович


Авраа́м Самуи́лович (Само́йлович) Фирко́вич (др.-евр.אברהם בן שמואל פירכוויץ‏‎, псевд.-акроним Э́вен Реше́ф (др.-евр.אבן רשף‏‎ − метеор)[6]; 2 сентября 1787[7], Луцк — 17 (29) июня 1874[8], Чуфут-Кале) — караимский учёный и путешественник, писатель и археолог, собиратель древних рукописей, газзан[9]. Севастопольской 1-й гильдии купец[10].

Первый его печатный труд, «Маса у-Мрива» (др.-евр.מַסָה וּמְרִיבָה‏‎ − «Испытания и споры»; Евпатория, 1838), посвящён защите караимского вероучения и полемике с евреями-раввинистами. Своим резким тоном это произведение вызвало негодование даже у караимского духовенства во главе с гахамом Симхой Бабовичем, приказавшим конфисковать и уничтожить все имевшиеся в типографии экземпляры[11]. По мнению историка М. Гаммала и А. Кефели, реальной причиной уничтожения всего тиража книги было то, что Фиркович в своём произведении также подверг критике христианство и ислам[12][13].

В 1830—1831 годах, посетив Палестину и Константинополь, Авраам Фиркович собрал коллекцию старинных рукописей, относящихся к еврейской и караимской литературе.

Когда в 1839 году в городе Одессе было основано Общество истории и древностей, Фиркович получил командировку для собирания караимских древностей от главы Караимского Духовного правления, Симхи Бабовича, получившего запрос генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова по поводу этнического происхождения караимов. После двухгодичного странствования по Крыму, Кавказу, а также Палестине и Египту, Фирковичу удалось составить богатую коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей, между которыми наиболее замечательная найденная, вероятно, в Крыму рукопись Ветхого Завета (с особой пунктуацией арамейского текста), многие самаритянские рукописи и памятники арабской и персидской письменности. Большая часть этих коллекций была приобретена для Императорской Публичной библиотеки в 1862 и 1876 годах и ныне хранится в Российской национальной библиотеке.

Открытие А. Фирковичем для науки и исследование древнейших памятников родового кладбища караимов в Иосафатовой долине[14] стало научной сенсацией, вызвало глубокий интерес и получило высокую оценку ещё при жизни учёного такими гебраистами XIX века, как Б. Штерн[15], С. Пинскер[16], Р. Рабинович[17].