Фокусировочный экран


Фокусировочный экран, сменный фокусировочный экран — оптическая поверхность, которая служит для наблюдения и фокусировки действительного изображения, даваемого съёмочным объективом фотоаппарата или кинокамеры[1]. Понятие вошло в употребление одновременно с появлением системных зеркальных фотоаппаратов, в которых фокусировочный экран выполнен как сменная деталь. Это позволило выбирать различные вспомогательные устройства фокусировки, такие как микрорастр и клинья Додена, наиболее подходящие к конкретным условиям съёмки, фокусному расстоянию и светосиле объектива. В профессиональной киносъёмочной аппаратуре с зеркальным обтюратором используется только матовое стекло (англ. Ground Glass)[* 1], которое в многоформатных камерах также выполняется сменным, но при этом служит для обозначения границ кадра разных кинематографических систем и разметки скрытого кашетирования[2].

Прообразом фокусировочного экрана может считаться матовое стекло фотоаппаратов прямого визирования, которое представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластину, одна из поверхностей которой матирована. Стекло устанавливается на место кассеты с фотоплёнкой или фотопластинкой таким образом, чтобы положение матированной поверхности и фотоэмульсии совпадали. В этом случае объекты, отображаемые резко на матовом стекле, будут резкими и на фотоматериале. Вследствие направленного характера рассеяния света, яркость наблюдаемого изображения неравномерна, снижаясь к углам[3]. Это происходит из-за наклона световых пучков на краях кадра. На матовом стекле при этом отчётливо различимо «горячее пятно», представляющее собой размытое изображение выходного зрачка объектива[4]. Для того, чтобы рассмотреть изображение в углах такого матового стекла, приходится перемещать голову. Именно с низкой яркостью изображения видоискателя камер прямого визирования связан образ фотографа, накрывающегося тёмным покрывалом.

В зеркальных фотоаппаратах для получения равномерной высокой яркости фокусировочного экрана 5 над ним располагается плоско-выпуклая коллективная линза 6, выполняющая функцию конденсора. Она строит изображение выходного зрачка объектива в плоскости окуляра 8, обеспечивая равномерную яркость по полю[5]. При этом свет от объектива используется наиболее эффективно, практически без потерь попадая в окуляр[6]. Впервые такое решение использовано в 1949 году в фотоаппарате «Contax S», оснащённом оборачивающей пентапризмой и коллективной линзой[4]. В киносъёмочных аппаратах, обладающих более сложным и громоздким устройством сопряжённого визира, используются две коллективные линзы, одна из которых размещена непосредственно над зеркальным обтюратором, а другая устанавливается в передней фокальной плоскости окуляра лупы[7]. В ранних зеркальных фотоаппаратах фокусировочный экран не был отдельной сменной деталью. Его функцию выполняла матированная нижняя поверхность коллективной линзы (Asahi Pentax, «Зенит»)[8].