Фонтебассо, Франческо


Франческо Сальваторе Фонтебассо (итал. Francesco Salvatore Fontebasso; 4 октября 1707, Венеция — 31 мая 1769, Венеция) — итальянский живописец позднего барокко, один из ведущих представителей венецианской школы и создателей особого стиля венецианского рококо в историческом жанре живописи и в декоративной плафонной росписи. Известен также тем, что работал в России.

Франческо Сальваторе был четвёртым из семи детей, рождённых Доменико Фонтебассо и его женой Катариной. Он стал учеником Себастьяно Риччи, но значительное влияние на Франческо Фонтебассо произвёл его современник Джованни Баттиста Тьеполо. В 1728 году он отправился в Рим, где получил третью премию Академии Святого Луки за два рисунка: «Пир Валтасара» и «Адам и Ева». На обратном пути в Венецию Франческо ненадолго остановился в Болонье в качестве гостя графа Кастелли, где смог ознакомиться с произведениями художников болонской школы[3].

Некоторое время Франческо работал в Тренто. Первый крупный заказ в Венеции он получил от семьи Манин на роспись потолка в церкви иезуитов (Chiesa dei Gesuiti). В 1734—1768 годах Фонтебассо состоял членом гильдии венецианских художников (fraglia), давал уроки рисования и живописи в собственной школе[4].

6 января 1736 года он женился на Анжеле Марии Белли, которая родила ему пятерых детей до своей ранней смерти в 1743 году. Вскоре Фонтебассо стал востребованным художником и создал множество росписей в технике фрески и картин маслом для венецианских церквей и дворцов. Он также получал заказы из Падуи и Тревизо. В 1750-х годах Фонтебассо пользовался таким уважением в Венеции, что ему поручили написать официальные портреты дожей Альвизе Пизани и Пьетро Гримани для Дворца дожей. Кроме того, он должен был восстановить в Зале Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio) Дворца дожей гигантскую картину «Рай» Тинторетто «без использования кисти ни в какой части», то есть без прописей (правок), которые были приняты в то время.

13 февраля 1756 года Фонтебассо входил в состав комиссии из семи художников, назначавших профессоров недавно основанной Венецианской академии изящных искусств. В дополнение к престижным крупным заказам Фонтебассо также умел писать небольшие картины с жанровыми сценами, которые также соответствовали его таланту[5].

В 1750-х годах создал ряд росписей венецианских палаццо, благодаря которым стал широко известным. В 1760 году вместе со своим сыном Доменико он написал фреску «Слава рая» (La gloria del paradiso) в соборе Санта-Мария-ин-Колле-ди-Монтебеллуна.