Фонтенель, Бернар Ле Бовье де


Берна́р Ле Бовье́ де Фонтене́ль (фр. Bernard le Bovier de Fontenelle; 11 февраля 1657, Руан, — 9 января 1757, Париж) — французский писатель и учёный, племянник Пьера Корнеля[4].

Разнообразное и богатое творческое наследие Фонтенеля включает художественные произведения (идиллии, стихи, трагедии и пр.), литературно-критические труды и научно-популярные сочинения.

Родился в аристократической семье Руана. Получил образование под руководством иезуитов; избрал юридическую карьеру, но после первой же неудачи отказался от неё и решил заняться литературой. Написал несколько пьес („Brutus“, „Bellérophon“, „Endymion“ и др.), которые, будучи посредственными, не имели успеха. В 1683 году выпустил «Диалоги мёртвых древних и новейших лиц» (Nouveau dialogues des morts aucienne et modernes), в которых уже отразилось до известной степени его миросозерцание; три года спустя обратил на себя общее внимание рассуждением «Беседы о множественности миров» („Entretiens sur la pluralité des mondes“).

В развернувшейся во Франции полемике, которая получила название «Спор о древних и новых», выступил («Отступление по поводу древних и новых»,1688) как критик античности и сторонник теории прогресса в литературе и искусстве («новые»)[5][6].

В 1691 году Фонтенель был избран членом Французской академии. В 1708 году напечатал один из лучших (особенно по языку и манере изложения) своих трудов — «Похвалы академикам» („Eloges des académiciens“) (2-е изд., 1719 г.).

Фонтенель дожил почти до ста лет (своё долголетие он объяснял обильным потреблением клубники) и застал на закате своих дней совершенно иную эпоху — просветительный и философский век, одним из предшественников и провозвестников которого был он сам. Он посещал литературные салоны маркизы де Ламбер, мадам Тансен, мадам Жофрен и других, пользуясь уважением нового поколения. В „Entretiens sur la pluralité des mondes“, a также в „Histoire des oracles“ («История оракулов», 1687) ярко отразилось скептическое миросозерцание Фонтенеля, его убеждение в том, что все истины требуют проверки и солидных доказательств, его более чем холодное отношение к религии и всему, что с ней связано, отрицание всего чудесного и сверхъестественного, скрытые нападки на католицизм, облечённые в форму оценки языческих верований.