Фотий Крылов (судно)


«Фотий Крылов» (СБ 135) проект Р-5757 — океанский спасательный буксир в составе Тихоокеанского флота ВМФ России. Назван в честь контр-адмирала Фотия Ивановича Крылова, начальника ЭПРОНа и Аварийно-спасательного управления ВМФ СССР в 1932—1943 годах. Построен на финской верфи «Холлминг Лтд» вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) по заказу ВМФ СССР, спущен на воду в 1989 году.

По развиваемой тяговой мощности в 291 тонну некоторое время был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой и мощный буксир в мире. Способен транспортировать суда водоизмещением до 250 тысяч тонн при 8-балльном волнении моря со скоростью 4 узла, что позволяет ему обслуживать суда всех типов в широком погодном диапазоне.

«Фотий Крылов», проектное название СБ 135, был изготовлен на верфи «Холлминг Лтд» (ныне компания STX Europe) в финском городе Раума в 1989 году по заказу ВМФ СССР. Вместе с однотипным буксиром «Николай Чикер» (СБ 131) образует тип судов «Фотий Крылов». Постройка двух судов обошлась Советскому Союзу в 50 миллионов долларов[1].

В 1993 году «Фотий Крылов» вместе с буксиром СБ 408 (проект 712) были сданы в аренду компании «Интертаг ЛТД» за 1 доллар США и впоследствии несколько раз незаконно перепроданы. Последним обладателем судна стала греческая компания «Цавлирис» (Tsavliris), которая использовала его для выполнения спасательных работ в Атлантическом океане, при ней судно имело название «Tsavliris Giant» и ходило под флагом Азорских островов. После безуспешных попыток разыскать «Фотия Крылова» командование ВМФ обратилось в компанию «Совфрахт», которая нашла судно. Потребовалось несколько судебных процессов, после которых судно было возвращено России и передано компании «Совфрахт-Владивосток» в 2003 году. На оформление документов и техническое обслуживание ушло несколько лет. В 2008 году «Фотий Крылов» вновь заступил на дежурство в составе Тихоокеанского флота России[2][3][4].

С января по март 2009 года буксир в составе отряда боевых кораблей (ОБК) во главе с большим противолодочным кораблём «Адмирал Виноградов» участвовал в патрулировании Аденского залива для защиты коммерческих судов от нападения пиратов[5]. В июне 2010 года вместе с гвардейским ракетным крейсером «Варяг», флагманом Тихоокеанского флота, и танкером «Борис Бутома» совершил дружественный визит в американский порт Сан-Франциско[6].

С августа по октябрь 2014 года прошёл доковый ремонт и сервисное обслуживание: заменена забортная арматура, очищены и покрашены подводная и надводная части корпуса, отремонтирована винто-рулевая группа[7][8].