Фотоувеличение


«Фотоувеличе́ние» (англ. Blowup, итал. Blow-Up) — фильм-притча Микеланджело Антониони по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола», который был написан под впечатлением от просмотра фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор»[1]. Это первый англоязычный фильм итальянского кинорежиссёра. «Фотоувеличение» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1967 года, а также номинировался на премию «Оскар» за режиссёрскую и сценарную работы.

Фильм начинается с показа утреннего распорядка дня молодого и успешного лондонского фотографа — Томаса (в исполнении Д. Хеммингса). Выйдя рано утром из ночлежки, где он, переодевшись бродягой, делал снимки, он возвращается к себе в студию, где его ждут модели для съёмок. Первой он проводит сессию с девушкой (которую играет Верушка, и кадр из этой съёмки размещён на афише фильма). Затем, чтобы убить время, ожидая открытия антикварного магазина, Томас отправляется в близлежащий парк, где делает снимки. Его привлекает одна пара (мужчина и молодая женщина), и он скрытно фотографирует её. Заметив Томаса, женщина (в исполнении Ванессы Редгрейв) начинает преследовать его, пытаясь отобрать фотоаппарат и требуя отдать ей плёнку. Мужчина, тем временем, исчезает.

Женщина, однако, подстерегает его возле дома, и, продолжая требовать плёнку, вызывает у Томаса интерес своей необычной внешностью и аристократичностью манер. Он отдаёт ей другую плёнку под видом настоящей, просит оставить ему телефон и отпускает. Затем проявляет сделанные в парке снимки и, находя некоторые странности, замечает при фотоувеличении, что в кустах за штакетником притаился неизвестный с пистолетом, а на другом снимке — что-то похожее на лежащее в кустах тело. Пытаясь позвонить по номеру, оставленному ему Джейн, он обнаруживает, что такого номера не существует. Вернувшись в парк под вечер, Томас обнаруживает там тело запечатлённого на снимке мужчины: очевидно, он был застрелен сразу после свидания. После поездки в парк Томас возвращается в студию, где обнаруживает, что почти все фотоотпечатки и негативы исчезли. Оставшийся сильно увеличенный снимок, на котором фотограф обнаружил труп, из-за крупного зерна напоминает картину его друга — художника-абстракциониста, и не может быть свидетельством.

Параллельно в фильме разворачивается панорама «свингующего Лондона» 1960-х годов с его гедонистической одержимостью модой, музыкой и молодостью. Недаром рассказ Кортасара был существенно изменён, подчинившись идее Антониони показать тогдашний Лондон, как он представлялся самому режиссёру. Попытки рассказать об убийстве друзьям не имеют успеха, и фотограф сам погружается в ночную жизнь. В заключительной сцене наутро Томас вновь возвращается на место преступления, но тела там не находит. Таким образом, не остаётся никаких доказательств происшедшего.