Фридерицианское рококо


Фридерицианское рококо, фридерианское рококо, фридриховское рококо (нем. Friderizianisches Rokoko) — историко-региональный художественный стиль, разновидность рококо, возникший в Пруссии в середине XVIII века, в годы правления Фридриха II Великого (1740—1786).

Этот стиль формировался и развивался при прусском королевском дворе, главным образом в Потсдаме (пригороде Берлина) под воздействием французского искусства. Фридрих был не только воинственным правителем, но также поклонником Франции. Фридрих был покровителем наук и искусств. В 1742 году он учредил Королевскую оперу, для которой архитектор Г. В. фон Кнобельсдорф построил специальное здание. Премьерная постановка оперы «Клеопатра и Цезарь» К. Г. Грауна состоялась ещё в недостроенном здании Королевской оперы 7 декабря 1742 года[1]. Фридриха считали философом и лучшим флейтистом Пруссии. Он и сам сочинял музыку (около ста сонат, четыре симфонии и концерты). Сочинения Фридриха II до настоящего времени входят в репертуар флейтистов.

В 1747 году прусский король пригласил к себе в Потсдам Иоганна Себастьяна Баха. После встречи с королём и совместных музыкальных импровизаций Бах, вернувшись в Лейпциг, написал оркестровую сюиту «Музыкальное приношение» и отослал партитуру королю в подарок. При дворе Фридриха жили и работали многие немецкие композиторы и исполнители. Для королевской капеллы приобретали инструменты лучших итальянских мастеров Амати и Страдивари.

Резиденцию в Потсдаме, в живописной местности среди лесов и озер, к западу от Берлина, начал строить прусский король Фридрих Вильгельм I (1713—1740). При Фридрихе II на окраине Потсдама создали дворец и регулярный парк с французским названием Сан-Суси́ (фр. sans souci — без забот). Дворец возведён в 1745—1747 годах по проекту самого короля архитектором Кнобельсдорфом. Это творение сразу же прозвали «Прусским Версалем».

Одноэтажный дворец вытянут по горизонтали наподобие версальского. Он расположен на вершине холма, на склоне которого устроены ступенчатые террасы с застеклёнными оранжереями, что придаёт небольшому зданию своеобразную монументальность. В центре находится Мраморный зал, выступающий на фасаде полукружием, увенчанным куполом. Антаблемент фасада поддерживают 36 герм — атлантов и кариатид, что придает зданию несколько барочный характер.