Кнобельсдорф, Георг Венцеслаус фон


Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (нем. Georg Wenzeslaus von Knobelsdorff; 17 февраля 1699[1][2][…], Кросно-Оджаньске[3] — 16 сентября 1753[1][2][…], Берлин[4]) — немецкий архитектор на службе у короля Пруссии Фридриха II Великого. Его основные работы — расширение дворцов: Рейнсбергского, Монбижу и Шарлоттенбургского, строительство оперного театра на Унтер-ден-Линден и дворца Сан-Суси. Представитель оригинального стиля фридерицианского рококо[5].

Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф родился в семье силезских дворян в поместье Кукедель близ Кроссен-на-Одере (после 1945 года: Кросно-Оджаньске, Польша). В семье Георга Сигизмунда фон Кнобельсдорфа и Урсулы Барбары фон Хаугвиц было пять сыновей и три дочери. После ранней смерти отца Георг Венцеслаус рос со своим крёстным, главным лесным мастером Георгом фон Кнобельсдорфом. По семейной традиции Георг Венцеслаус начал свою карьеру в прусской армии. В шестнадцатилетнем возрасте был участником кампании против шведского короля Карла XII в Северной войне. Оставил военную службу по состоянию здоровья возрасте двадцати девяти лет[6].

Своё профессиональное будущее он видел в живописи. Учился различным техникам рисования у прусского придворного художника Антуана Пэна, с которым остался дружным на всю жизнь. Он получил также знания по геометрии и анатомии. Архитектуре обучался самостоятельно. Образцами для подражания стали для него постройки английских палладианцев: Иниго Джонса и Уильяма Кента.

Король Фридрих Вильгельм I узнал способностях Кнобельсдорфа и в 1732 году делегировал его в окружение своего сына, наследного принца Фридриха, позднее короля Фридриха II Великого. Наследный принц принял полк в гарнизонном городке Нойруппин. Кнобельсдорф стал его собеседником и советником по вопросам искусства и архитектуры. Плодом их совместного планирования стал сад Амальтеи и небольшой храм Аполлона типа моноптера — первое здание такого типа на европейском континенте.

В 1736—1737 годах Кнобельсдорф при содействии наследного принца совершил учебную поездку в Италию. Посетил Рим, Неаполь, Флоренцию и Венецию. Свои впечатления художник фиксировал в путевом альбоме: более сотни набросков карандашом и этюдов акварелью. Осенью 1740 года, вскоре после коронации Фридрих отправил его в новую учебную поездку, в Париж, где он увидел работу архитектора Клода Перро — восточный фасад Луврского дворца («Колоннаду Лувра»). В живописи его внимание привлекли картины Антуана Ватто, Никола Пуссена, Ж.-Б. С. Шардена. На обратном пути через Фландрию он увидел картины А. Ван Дейка и П. Рубенса[7].

По рекомендации короля Фридриха, который сам был масоном и возглавлял ложу в Пруссии, Кнобельсдорф в 1739 году в замке Райнсберг был принят в «Королевскую ложу, или Ложу премьер» (Loge du Roi oder Loge première), первую прусскую масонскую ложу[8].