Фролов, Александр Никитич


Александр Никитич Фролов (18301909) — русский художник-мозаичист, вольный общник и академик Императорской Академии художеств.

В 15-летнем возрасте был определён мастеровым на Императорский Стеклянный завод (1845). Художественное образование получил в Императорской Академии художеств. После окончания обучения (1856) был зачислен в состав художников Императорского мозаичного отделения Академии художеств. Работал в мозаичном отделении до 1891 года: младший художник-мозаичист (с 1861), старший художник-мозаичист (с 1863), смотритель смальт мозаичного отделения (1865), художник-мозаичист второй степени (1866), первой степени (1867). Заведующий мозаичным отделением (1883–1890).[2]

В 1890 году А. Н. Фролов вместе со старшим сыном А. А. Фроловым организовал собственную Мастерскую декоративной мозаики. Технике обратного мозаичного набора Фролов учился с 1888 года в Венеции у Антонио Сальвиати.

Академией художеств, был удостоен званий: неклассного художника (1857), классного художника 3-й степени по исторической и портретной живописи (1865), классного художника 2-й степени (1866), классного художника 1-й степени (1867), академика (1872) и почётного вольного художника (1876)[1]. За воспроизводимый образ св. Екатерины на Московской политехнической выставке был награждён почетным дипломом 1-й степени и большой золотой медалью. За этот же образ на Венской Всемирной выставке в 1873 году получил бронзовую медаль.

Помимо этого образа, для Исаакиевского собора он также выполнил мозаичные иконы: «Св. Мария Магдалина», фигуры Христа и воина в «Бичевании», голову евангелиста Марка, «Св. Владимир и Ольга» (с оригинала А. Е. Бейдемана)[3].

В Храме Христа Спасителя в Москве под его непосредственным руководством были установлены все мозаичные орнаменты. Кроме того, для иконостаса храма Воскресения Христова он выполнил два образа из мелкомодульной смальты Св. угодников Афонских[3].