Бейдеман, Александр Егорович


Александр Егорович (Георгиевич) Бейдеман (17 [29] августа 1826, Санкт-Петербург — 27 февраля [11 марта1869, Санкт-Петербург) — русский художник, академик Императорской Академии художеств, профессор исторической живописи.

Родился в семье коммерсанта, в дальнейшем обедневшего, вследствие неудачного снабжения армии во время Русско-турецкой войны 1828—1829 гг.
Учился в Ларинской гимназии, после окончания её, проявив художественные наклонности, в начале 40-х годов стал посещать классы Императорской Академии художеств. В 1844 году ученик по классу живописи у профессора А. Т. Маркова.
В то время были написаны композиции: «Скорбь Ахиллеса по убитом Патрокле», «Обращение Савла», «Смерть Сократа».
В 1845 году он пишет эскизы на русские исторические темы: «Приготовления к убийству св. Бориса (1015)», «Святополк Окаянный в исступлении», «Смерть Святополка Окаянного» и из библейской истории — «Воскрешение Лазаря». Эскизы носят на себе влияние школы К. П. Брюллова, проявляя некоторую эффектность и театральность.
В 1846 году выполнены эскизы: «Мать Моисея», «Моисей, взятый из воды», «Сократ застает Алкивиада во время оргии» (на обратной стороне холста нарисован эскиз 1847 года: «Побиение камнями св. Стефана»).
В 1847 году написаны: «Умовение ног», «Жезл, обращенный в змия», «Несение Христа во гроб», «Предательство Далилы», «Иоанн Предтеча отрок в пустыни», «Крещение Ольги», «Клятва Брута над телом Лукреции». Последняя композиция так понравилась К. П. Брюллову, что он просил передать Бейдеману его профессорский поцелуй.
В 1848 году исполнил эскизы: «Христос у Марфы и Марии», «Воскрешение дочери Иаира», «Дочь Кимона кормит грудью отца в темнице» и «Эсфирь перед Артаксерксом».
В 1849 году имеется всего один эскиз: «Освобождение преступного отца по просьбе сына Петром I»В это время занимался иллюстрациями для журнала «Ералаш» Михаила Неваховича, где было сделано очень много юмористических рисунков. Кроме того, в юмористическом духе сделаны эскизы: «Подсматривание купальщиц пейзажистами» и «Явился неудачный селадон» (карикатуры на товарищей).
Тогда же, под влиянием П. А. Федотова написал сцены из «Носа» Гоголя и «Исчезновение холеры».