Марков, Алексей Тарасович


Алексе́й Тара́сович Ма́рков, в документах также Марков 2-й[2] (12 [24] марта 1802, Новгород — 28 марта [12 марта1878, Санкт-Петербург) — русский живописец, мастер исторической картины и церковный декоратор, характерный представитель петербургского академизма николаевской эпохи[3], педагог. Академик (с 1836) и профессор (с 1842; заслуженный профессор с 1865) Императорской Академии художеств, действительный статский советник (1861)[4].

Сын часового мастера, бывшего воспитанника Императорской Академии художеств. В 1813—1824 годах учился в Императорской Академии художеств[5] и развился в ней под руководством А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева.

Получив в 1824 году, за свои успехи в рисовании и живописи, две серебряные медали, малую и большую, в том же году окончил академический курс получив аттестат 1-й степени со шпагой и малой золотой медалью, присужденною ему за исполненную по программе картину: «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора» (находится в Эрмитаже[6]) и оставлен при Академии (1825), в качестве пенсионера, для дальнейшего своего усовершенствования.

Затем, в 1830 году, за картину: «Сократ перед своей кончиной беседует с учениками о бессмертии души», он был удостоен большой золотой медали и отправлен на казённый счет за границу в качестве пенсионера Академии художеств.

В Дрездене и Риме Марков написал копии с «Сикстинской Мадонны» и «Пожара в Борго» Рафаэля (обе в Музее Академии художеств в Петербурге), а вслед за ними исполнил картину собственной композиции — аллегорию «Фортуна и нищий» на сюжет одноимённой басни Ивана Крылова, доставившую ему в 1836 году звание академика, и оконченный эскиз: «Христианские мученики в Колизее».

За упомянутый эскиз, в 1842 году, Академия признала Маркова профессором 2-й степени. В 1852 году он был повышен в профессоры 1-й степени, а с 1865 года имел звание заслуженного профессора[7].