Пожар в Борго


Пожар в Борго (итал. L’Incendio di Borgo) — фреска выдающегося художника эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти, написанная в 1514 году в Апостольском дворце в Ватикане, в комнате, известной по названию фрески: «Станца пожара в Борго» (итал. Stanza dell’Incendio di Borgo). Это помещение (итал. stanza — комната) входит в комплекс из четырёх залов, объединённых наименованием «Станцы Рафаэля»[1].

«Станца пожара в Борго» — последнее помещение в Ватикане, в росписях которого ещё заметна рука Рафаэля. Далее выполнение фресок было поручено его помощникам: Джулио Романо, Джован Франческо Пенни, Джованни да Удине и другим. Рафаэль к этому времени был занят важными папскими поручениями: изготовлением картонов для шпалер Сикстинской капеллы и руководством строительством базилики Св. Петра, должность которую он занял поле кончины Браманте в 1514 году.

Основная идея цикла росписей «Зала пожара в Борго» — прославление Папы Льва X посредством историй, почерпнутых из жизни двух других римских пап с таким же именем: Льва III и Льва IV. В этой теме, как и в предыдущей Станце д’Элиодоро, отражена идея защиты, которую Бог дарует Церкви в трудные моменты её истории, а конкретные сюжеты посвящены чудесным вмешательствам божественной силы в земные события. Каждая сцена, взятая из «Liber Pontificalis» (Книги деяний римских пап, начиная с апостола Петра), содержит намёки на нынешний понтификат, многочисленные классические аллюзии и литературные цитаты.

В период французской оккупации (якобинского и наполеоновского правления) разрабатывались планы снятия фресок Рафаэля со стен Ватиканских комнат и отправки их во Францию, в Музей Наполеона (нынешний Лувр), но они не были осуществлены из-за технических трудностей[2].

В композиции «Пожар в Борго» (итал. Incendio di Borgo) (1514), первой из фресок, созданных в этой комнате, более всего ощущается индивидуальный почерк Рафаэля, но также очевидны мотивы, заимствованные у великого Микеланджело, который к этому времени уже расписал плафон Сикстинской капеллы (1508—1512), находящейся рядом со «Станцами Рафаэля». Существовало мнение, что Рафаэль тайно, ночью при свете свечи, рассматривал и, возможно, зарисовывал фрески Микеланджело, а тот обвинял «маркизанца» (Рафаэль происходил из области Марке), что он «ворует у него фигуры»[3].