Стелла, Фрэнк


Фрэнк Стелла (англ. Frank Stella; 12 мая 1936[1][2][…], Молден, Массачусетс, США[6][2][…] — 4 мая 2024[3][4], Манхэттен, Нью-Йорк, США[4]) — американский художник, мастер постживописной абстракции (в духе Hard-edge painting или «стиля резкой грани»). Также известен работами в направлении комбинированной живописи.

Фрэнк Стелла родился в Молдене, штат Массачусетс[7], в семье родителей итальянского происхождения. Его отец был гинекологом, а мать - домохозяйкой и художницей, которая посещала школу моды, а позже занялась пейзажной живописью[8].

Ф. Стелла проходил обучение в элитной частной средней школе Академия Филлипса в Андовере, Массачусетс, где занимался борьбой и играл в лякросс[9]. После окончания средней школы, где он познакомился с абстрактными модернистами Джозефом Альберсом и Хансом Хофманом[10], он поступил в Принстонский университет, где специализировался на истории и познакомился с Дарби Баннардом и Майклом Фридом. Ранние посещения нью-йоркских художественных галерей способствовали его художественному развитию, а на его творчество повлиял абстрактный экспрессионизм Джексона Поллока и Франца Клайна[7]. Ф. Стелла переехал в Нью-Йорк в 1958 году, после окончания университета. Фрэнк Стелла известен за создание абстрактных картин, которые не несут в себе ни живописных иллюзий, ни психологических или метафизических отсылок в живописи XX века[11].

По состоянию на 2015 год, Ф. Стелла жил в Гринвич-Виллидж и держал там офис, но по будням ездил в свою студию в Рок-Таверн, Нью-Йорк[8].

Переехав в Нью-Йорк, Ф. Стелла выступил против экспрессивного использования красок большинством художников абстрактного экспрессионистского движения, вместо этого его привлекли «плоские» поверхности работ Барнетта Ньюмана и «целевые» картины Джаспера Джонса. Он начал создавать работы, которые подчеркивали картину как объект, а не картину как представление чего-то, будь то что-то в физическом мире или что-то в эмоциональном мире художника.

В 1961 году Стелла женился на Барбаре Роуз, впоследствии известном художественном критике. Примерно в это время он сказал, что картина - это «плоская поверхность с краской на ней - и ничего больше». Это был отход от техники создания картины путем предварительного наброска. Многие работы создавались простым движением кисти, очень часто с использованием обычной бытовой краски.