Хофман, Ханс


Ханс Хофман (нем. Hans Hofmann; 21 марта 1880, Вайсенбург, Бавария — 17 февраля 1966, Нью-Йорк) — американский художник немецкого происхождения, представитель абстрактного экспрессионизма, также известный в качестве преподавателя искусства.

Его карьера охватывала два поколения и два континента, и считается, что он предшествовал абстрактному экспрессионизму и оказал на него влияние[9]. Он родился и получил образование в окрестностях Мюнхена, был активным участником европейского авангарда начала двадцатого века и привез с собой глубокое понимание и синтез символизма, неоимпрессионизма, фовизма и кубизма, когда эмигрировал в США в 1932 году[10]. Живопись Х. Хофмана характеризуется строгой заботой о живописной структуре и единстве, пространственным иллюзионизмом и использованием смелых цветов для выразительных средств[11][12]. Влиятельный критик Клемент Гринберг считал первую персональную выставку Х. Хофмана в Нью-Йорке в «Искусстве этого века» Пегги Гуггенхайм в 1944 году (наряду с выставкой Джексона Поллока в конце 1943 года) прорывом в живописи по сравнению с геометрической абстракцией, предвещавшим абстрактный экспрессионизм[13].

В последующее десятилетие признание Х. Хофмана росло благодаря многочисленным выставкам, в частности, в галерее Кутца, кульминацией которых стали крупные ретроспективы в Музее американского искусства Уитни (1957) и Музее современного искусства (1963), которые прошли по всей территории США, Южной Америки и Европы[14]. Его работы находятся в постоянных коллекциях крупнейших музеев мира, включая Метрополитен-музей, Современная галерея Тейт, Германский национальный музей, Национальную галерею искусства и Чикагский институт искусств[14].

Ханс Хофман также считается одним из самых влиятельных преподавателей искусства 20-го века. Он основал художественную школу в Мюнхене в 1915 году, которая опиралась на идеи и работы Поля Сезанна,Василия Кандинского и кубистов; некоторые искусствоведы считают, что это была первая современная художественная школа в мире[10]. После переезда в США, он вновь открыл школу в Нью-Йорке и Провинстауне, штат Массачусетс, пока в 1958 году не отошел от преподавания, чтобы заниматься живописью полный рабочий день[14]. Его преподавание оказало значительное влияние на послевоенных американских художников-авангардистов, включая Элен Франкенталер, Нелл Блейн, Ли Краснер, Джоан Митчелл, Луизу Берлявски-Невельсон и Ларри Риверса, среди многих других, а также на теории Гринберга, в которых он делал акцент на средстве, картинной плоскости и единстве произведения[12]. Некоторые из других ключевых постулатов Х. Хофмана включают его пространственные теории «отталкивания/притяжения», его настойчивое утверждение, что абстрактное искусство берет свое начало в природе, и его веру в духовную ценность искусства[10][15].