Хайлайф


Хайлайф (англ. Highlife) — музыкальный жанр, состоящий из танцевальных стилей англоязычной Западной Африки[2], сплав африканских ритмов с западной музыкой[1].

Существуют две основные формы жанра: гитарные ансамбли с медно-духовой секцией, обладающей джазовым звучанием, либо исключительно гитарные ансамбли в сельских районах[2]. Название возникло в 1920-х от обозначения пришедшего из Европы стиля «высокой жизни» (англ. high life). Профессор Джон Коллинз, музыковед Университета Ганы, писал: «Объединив… так называемую музыку высокого класса с местными уличными мелодиями, родился совершенно иной тип музыки — сегодня мы знаем его как хайлайф».[1].

Хайлайф появился в начале XX века как смесь африканских и европейских влияний с локальными ритмами региона «Золотой берег» (en:Gold Coast (region)), предшественниками которого были различные духовые оркестры, вокально-ударные оркестры «konkoma» и гитарные группы пам-уаин[3].

Во время Второй мировой войны под влиянием свинга формируется классический хайлайф[3]. После обретения независимости Ганой в 1957 году правительство начинает активно поощрять традиционную музыку и финансировать государственные группы[3]. Одним из самых известных представителей жанра в 1950-х является трубач E. T. Mensah[англ.], изначально с группой «The Tempos[англ.]», а потом в качестве сольного музыканта[1]; другой влиятельной фигурой является Guy Warren[англ.][3] один из участников «The Tempos», виртуозный барабанщик, получивший прозвище «божественный барабанщик»[4]. Бывшие пам-уаин-группы превратились в большие группы со множеством гитар, ключевой фигурой здесь является E. K. Nyame.[3] Хайлайф в Нигерии появился в 1950-х, с такими звёздами, как Bobby Benson, Rex Lawson, Victor Olaiya.[5]

В 1960-х, вслед за успехом группы «The Tempos», появляются Nana Ampadu с группой African Brothers, A. B. Crentsil, Ramblers International, Professional Uhuru Dance Band.[1]. Однако популярность жанра снижается из-за подъема конголезской музыки в 1960-х[1]. В 1966 году в Гане президент Кваме Нкрума был свергнут в результате военного переворота, в итоге, многие музыканты переехали в США, Великобританию, Нигерию, Германию и другие страны и процветали в эмиграции[1].

В 1970-х всё большее влияние приобретает афроамериканская музыка, появляется наиболее успешная в Гане афро-поп-группа "Osibisa"[1], а также Ashanti Brothers, City Boys, Magic Aliens, Boombaya. На волне экспериментов возникают такие жанры, как афро-рок (см. рок), афро-бит и афро-фанк (см. фанк)[3]. Группа "Wulomei" возглавляет возрождение культуры народа га[3]. К концу 70-х, несмотря на сильное влияние зарубежной поп-музыки и упадок экономики в Гане, продолжается экспорт хайлайф-музыки[3].