Халдейские оракулы


«Халдейские оракулы» (греч. Τα των Χαλδαίων λόγια: от халдеи и оракул) — восстанавливаемый по цитатам более поздних авторов текст последней четверти II века, сакрализировавший платонизм[1] в его среднеплатонической традиции[2]. Представляет собой собрание гекзаметров (ок. 350 строк по современным изданиям, разделённые на 190 фрагментов).

История создания «Халдейских оракулов» на основе свидетельств Михаила Пселла, опиравшегося на Прокла, описывается как общение Юлиана Теурга с душой самого Платона, ответы которой расшифровал и снабдил комментарием отец медиума Юлиан Халдей. Ответы души Платона не нуждались в обосновании и проверке[1]. Тексты «Халдейских оракулов» относились к некритикуемым текстам[3]. Предпосылкой создания «Халдейских оракулов» стала потребность в сакральном тексте[1], которая была обусловлена повышающимся значением христианства и Библии[2]. Стиль оракулов сложно назвать философским, на него оказала влияние популярная магическая практика и традиционные персидские представления[4]. Начиная с Ямвлиха, «Халдейские оракулы» становятся одним из священных текстов в школах платоников. По информации на 2007 год, из Халдейских оракулов восстановлены примерно 350 строк гекзаметром, разделенных на 190 фрагментов с комментарием[5].

Халдейские оракулы комментировались и толковались Ямвлихом, Феодором Асинским, Сирианом, Дамаскием и другими. Оракулы оказали большое влияние на сочинения Прокла[5]. Он, по свидетельству «Суды» (Свиды), также написал сочинение о согласованности ряда важных для неоплатоников религиозных систем — «О согласии Орфея, Пифагора и Платона с Халдейскими оракулами»[3].

Основу мироздания образует божественная Триада: трансцендентный Отец, Демиург («Второй Ум») и Геката («Сила»). Трём началам соответствует троица миров: Эмпирей («умопостигаемый мир»), Эфир («звездный космос») и Материя («подлунный мир»). Миром управляют сонмы мелких божеств: иунги (посредники), синохи (силы гармонии) и телетархи. Королевой и богиней демонов признается Геката. Примечательно, что высшая и низшая ступень мироздания совпадают — это Гадес. Люди делятся на избранных (теургов) и стадо. Теургия заключалась в самосовершенствовании посредством использования магической практики, где осуществлялся призыв и сопряжение с божеством. Существенную роль в теургии играли заклинания — ритмичные повторения бессмысленных наборов звуков, в результате чего достигался эффект, напоминающий иббур. Признаком присутствия божества считалось сияние и/или левитация. Магическим инструментом являлся инкрустированный драгоценными камнями золотой шар на ремешке. Его движение могло означать движение небесных сфер. Важную роль в магических практиках играли дыхательные техники и очистительные обряды, а также опыт символической смерти и возрождения. Конечной целью было слияние с божеством.