Ханья Хольм


Ханья Хольм, настоящее имя Йоханна Эккерт (англ. Hanya Holm; 3 марта 1893, Вормс, Германия — 3 ноября 1992, Нью-Йорк, США) — американская артистка балета, хореограф и педагог немецкого происхождения. Одна из так называемой «великой четвёрки» основоположников американского танца модерн, куда также входили Марта Грэм, Дорис Хамфри и Чарльз Вейдман[1].

Йоханна Эккерт родилась в 1893 году в Вормсе (Германия). Её родителями были Валентин Эккерт, ресторатор и виноторговец, и Мария Мёршель, интересовавшаяся наукой и искусством. Детство Йоханны прошло в Майнце. Она посещала школу при монастыре и с раннего детства училась игре на фортепиано[1]. Окончив консерваторию во Франкфурте-на-Майне, Йоханна затем училась в Институте музыки и ритма Эмиля Жак-Далькроза в Хеллерау[2]. В 1917 году Эккерт вышла замуж за скульптора Рейнхольда Мартина Кунце. В 1920 году у них родился сын, однако в следующем году супруги развелись[1].

В 1920 году Эккерт увидела сольное выступление Мэри Вигман, которое произвело на неё такое впечатление, что она решила впредь заниматься не музыкой, а танцем[1]. Она стала одной из первых учениц Вигман, а с 1921 года работала в её дрезденском институте как танцовщица и педагог[1][3]. С 1923 по 1928 год Эккерт также гастролировала с труппой Вигман; именно тогда она взяла себе сценический псевдоним Ханья Хольм[1].

В 1931 году Хольм, переехав в США, открыла в Нью-Йорке американское отделение школы Вигман, где обучение танцу должно было вестись по её методе[2][1]. Она также преподавала в ряде других учебных заведений, включая Беннингтонский колледж, и стала одним из пионеров танца модерн в США. Постепенно её сотрудничество с Вигман сошло на нет, и в 1936 году её школа получила название «Студия Ханьи Хольм» (Hanya Holm Studio), под которым просуществовала до 1967 года[2][1]. В ней преподавались ритмика по Далькрозу, лабанотация, импровизация, анатомия, композиция, педагогика[4][5]. На основе идей Вигман и Лабана Хольм создала собственную танцевальную технику, уделяя особое внимание свободе и плавности движения корпуса и стремясь передавать идеи и образы средствами чистого танца. Она также руководила собственной танцевальной труппой, с которой гастролировала по Америке и Европе[2][6].

В 1936 году Хольм впервые выступила в качестве хореографа целой концертной программы. В 1937 она создала оригинальную постановку на музыку Эдгара Вареза, «Trend», отмеченную премией The New York Times за лучшую групповую хореографию[1][5]. Другой её известной работой стал «Tragic Exodus» на музыку Вивиан Файн (1939), за которую она получила премию журнала Dance Magazine за лучшую групповую хореографию в современном танце. В 1939 году артистка приняла американское гражданство и официально стала носить имя Ханья Хольм[1]. В том же году она стала первой артисткой современного танца, чья постановка — «Metropolitan Daily» — транслировалась по телевидению[6].