Харбинская и Маньчжурская епархия


Харби́нская и Маньчжу́рская епа́рхия (кит. 哈尔滨教区) — каноническое, структурное и территориально-административное подразделение Китайской православной церкви.

С 1922 по 1945 годы находилась в юрисдикции Русской православной церкви заграницей. Кафедральный храм — Никольский собор в Харбине. Второй кафедральный храм — Софийский собор.

С момента появления первого прихода в Харбине в 1898 году приходы в Маньчжурии подчинялись Русской духовной миссии в Пекине. Однако в 1907 приходы храмы полосы отчуждения КВЖД в административном отношении были подчинены Владивостокской епархии. В ведении Русской духовной миссии в Пекине остались Благовещенское подворье в Харбине и подворье в посёлке Маньчжурия[1].

Для окормления многотысячной православной диаспоры, оказавшейся на территории Маньчжурии после Революции в России Указом Высшего церковного управления за границей от 29 марта 1922 года в полосе отчуждения КВЖД учреждалась епархия с кафедрой в Харбине, правящему архиерею усваивался титул — епископ Харбинский и Цицикарский[2]. Харбинская епархия была независима от Русской духовной миссии в Пекине и непосредственно подчинялась Архиерейскому синоду РПЦЗ[3].

2/15 августа того же года определением Временного Церковного Управления Заграницей на основании представления архиепископа Мефодия от 17/30 июня постановил «епископа Харбинской епархии впредь именовать епископом Харбинским и Маньчжурским»[4].

Торжественное открытие епархии состоялось 14/27 сентября того же года при 28 церквах; три года спустя насчитывалось уже более 40 приходов и два монастыря — мужской и женский[5]. После передачи КВЖД под контроль советско-китайской администрации, положением епархии ухудшилось в связи с проведением советской администрацией активной атеистической пропаганды на дороге. Уже 30 октября 1924 года был упразднен Церковный отдел КВЖД, церковнослужители лишены окладов и выселены из служебного жилья, сняты иконы из служебных кабинетов, а с 1 января 1925 года прекращено финансирование в школах КВЖД преподавания Закона Божьего[6]. Советские активисты стали проводить «красные Пасхи», «красные похороны» и т. п.[7]. В советизированных 32 школах КВЖД с 10546 учащимися преподавали 638 человек, большинство из которых (635 человек) были из советской России[8].