Китайская православная церковь


Кита́йская правосла́вная це́рковь (кит. трад. 中華東正教會, упр. 中华东正教会, пиньинь Zhōnghuá Dōngzhèngjiàohuì, палл. Чжунхуа Дунчжэнцзяохуэй) — автономная православная церковь на территории Китая, входящая в состав Московского патриархата.

Образована 23 ноября 1956 года решением Священного синода Московского патриархата. В конце 1960-х годов практически прекратила своё видимое существование и де-факто не восстановлена до сего времени и не имеет регистрации на уровне общегосударственного религиозного учреждения в силу малочисленности и разрозненности[1], хотя в Московской патриархии продолжают считать её существующей[2].

На 2020 год существовали четыре легально действовавшие прихода Китайской православной церкви: в Харбине, Лабдарине, Инине, Урумчи[zh]. На данный момент в Китайской православной церкви служат два священника — иерей Александр Юй (Харбин) и иерей Павел Сунь Мин (Лабудалинь)[3]. Существует официальный диалог между Русской православной церковью и Управлением по делам религии КНР с целью нормализации положения Китайской православной церкви[1][4][5]. С 2011 года храм Николая Чудотворца в Голутвине в Москве имеет статус подворья Китайской православной церкви.

Православные священники из России совершают богослужения для российских граждан на территории дипломатических представительств Российской Федерации в Пекине и Шанхае. Восстановлена деятельность прихода в Гонконге, в Шэньчжэне, Гуанчжоу, Даляне совершаются православные богослужения, доступные для иностранных граждан[6]. Однако эти приходы официально не являются частью Китайской православной церкви.

Как писала «Независимая газета» в январе 2020 года, «часто богослужения совершаются на квартирах, что нарушает китайское законодательство. Церковные же здания русской духовной миссии, несмотря на начатый в 1980-х годах процесс реституции, находятся в собственности КНР. Заявлять на них права некому, так как КАПЦ на национальном уровне не представлена. В настоящее время она существует только „канонически“, то есть, по словам священника Дионисия Голубева, „в умственных построениях“»[3]. Как отмечал сотрудник ОВЦС Дмитрий Петровский в 2021 году: «в Китае нет сейчас православной религиозной организации (ни общекитайской, ни региональной), процесс восстановления юридического статуса КАПЦ идет крайне медленно. Но надеемся, что со временем это произойдёт. <…> Для обеспечения духовных нужд наших соотечественников мы не открываем отличных от КАПЦ структур в Китае, а ожидаем, что в результате планомерного диалога с властями Китая мы достигнем более значимых результатов, чем сейчас»[7].

Современная[8] история православия в Китае началась в конце XVII века, когда пленённые в 1684 году китайской армией казаки крепости Албазин во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезены в Пекин и основали там русскую общину и духовную миссию.