Харрихаузен, Рэй


Рэймонд Фредерик Харрихаузен (англ. Raymond Frederick Harryhausen; 29 июня 1920 — 7 мая 2013) — американский художник, дизайнер, мастер визуальных эффектов покадровой анимации, писатель и продюсер[1].

Среди его наиболее значимых работ: работа со своим наставником Уиллисом О’Брайаном над анимацией для «Могучего Джо Янга» (1949), который впоследствии получил премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты; работа над своим первым цветным фильмом «Седьмое путешествие Синдбада» (1958); и «Ясон и аргонавты» (1963) в котором Харрихаузен поставил сцену сражения с семью воинами-скелетами, которая впоследствии стала культовой[2]. Последний фильм над которым он работал, был «Битва титанов» (1981), после завершения съёмок Харрихаузен ушел в отставку.

В 1960 году Харрихаузен переехал в Лондон и прожил там до своей смерти в 2013 году. Он имел двойное гражданство являясь гражданином США и Великобритании. Его инновационный стиль создания спецэффектов в фильмах вдохновлял многочисленных кинематографистов. В 2016 году Британский институт кино составил список современных кинематографистов, которые говорили, что на свою работу их вдохновил Харрихаузен, в их числе Стивен Спилберг, Питер Джексон, Джо Данте, Тим Бёртон, Ник Парк, Джеймс Кэмерон и Гильермо Дель Торо[3]. Так же о большом влиянии Харрихаузена говорили Джордж Лукас[4], Джон Лассетер[5], Джон Лэндис[6], Генри Селик[7], Джей Джей Абрамс[8] и Уэс Андерсон[9].

Рэй Харрихаузен родился 29 июня 1920 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, в семье Марты Л. (девичья фамилия Реске) и Фредерика В. Харрихаузена, предки которого за несколько лет до начала XIX века переехали их Германии в США. Изначально немецкая фамилия писалась «Herrenhausen», но сотрудником эмиграционной службы была допущена ошибка в документах и с тех пор фамилия стала писаться как «Harryhausen»[10]. Рэй с самого детства увлекался лепкой из глины и любил рисовать, а так же увлекался динозаврами и посещал Ранчо Ла-Брея знаменитое многочисленными находками вымерших животных позднеплейстоценового периода[10].

Когда Рэю было тринадцать лет, вместе с родителями он посмотрел в кинотеатре фильм «Кинг-Конг» (1933), который произвел на мальчика огромное впечатление. Сам Кинг-Конг и другие монстры из фильма были созданы мастером кинематографических спецэффектов Уиллисом О’Брайаном при помощи кукольной анимации. Его работа в «Кинг-Конге» вдохновила Харрихаузена и после этого он сам начал пробовать создавать модели различных существ и людей. Позже друг Рэя договорился о встрече с О’Брайеном. О’Брайен раскритиковал ранние модели Харрихаузена и посоветовал ему посещать уроки графики и скульптуры, чтобы отточить свои навыки моделирования. В 1939 году Харрихаузен начал посещать Лос-Анджелесский клуб любителей фантастики, образованный Форрестом Аккерманом. Там он познакомился с Рэем Брэдбери, затем они подружились, и эта дружба продолжалась до конца жизни Брэдбери[11].