Хасан II Аламутский


Хасáн 'Алá Зикрихи́’с-Салáм[a] или Хасáн II (араб. الحسن علي بن حسن القاهر‎, перс. حسن على ذكره السلام‎; 1142/11451166) — наследственный имам исмаилитов-низаритов Аламутского периода с 1162 по 1166 год. Из своей столицы Аламута он правил частями Персии и Сирии. Его главным подчинённым в Сирии был Рашид ад-Дин Синан — «Старейшина гор»[1].

В 1164 году Хасан, возглавлявший низаритское ответвление исмаилитской ветви шиитского ислама, провозгласил киямат, отмену законов шариата. Понятие киямата в экзотерическом исламе означает Конец Света и Судный день. Но в эзотерических интерпретациях исмаилитского ислама киямат — это начало эпохи духовного возрождения, когда духовные аспекты ислама будут практиковаться открыто, духовные истины станут широко известны, а некоторые ритуальные аспекты ислама будут отменены. Фатимидские исмаилитские тексты X—XI веков описывают ожидаемое наступление эры киямата будущим фатимидским исмаилитским имамом. Эти ожидания оправдались провозглашением киямата имамом Хасаном[2].

Всего через два года после своего восшествия на престол имам Хасан ‘Ала-Зикрихи’с-Салам провёл церемонию, известную как киямат (воскрешение), на территории Аламута, в результате чего имам вновь стал видимым для своей общины последователей в Низаритском исмаилитском государстве и за его пределами. Учитывая полемические цели Джувейни и тот факт, что он сжёг библиотеки исмаилитов, которые, возможно, давали гораздо более надёжные свидетельства об истории, учёные сомневались в его повествовании, но вынуждены полагаться на него из-за отсутствия альтернативных источников. К счастью, описания этого события также сохранились в повествовании Рашид ад-Дина и пересказаны в «Хафт Баб Баба-и Сайидна», написанной через 60 лет после события, и более поздней «Хафт Баб-и Аби Исхак», исмаилитской книге XV века нашей эры. Однако повествование Рашид ад-Дина основано на Джувейни[3], а низаритские источники не вдаются в конкретные детали[4]. Поскольку сохранилось очень мало современных низаритско-исмаилитских рассказов об этих событиях, и вполне вероятно, что учёные никогда не узнают точных подробностей этого события. Однако полной отмены всех законов не произошло — были отменены только некоторые экзотерические ритуалы, такие как Намаз, Пост в Рамадан, хадж в Мекку и молитва лицом к Мекке; однако низариты продолжали совершать ритуалы поклонения, за исключением того, что эти ритуалы были более эзотерическими и духовно ориентированными. Например, истинная молитва заключается в том, чтобы помнить Бога в каждый момент; истинный пост заключается в том, чтобы держать все органы тела подальше от всего, что неэтично и запрещено. Этическое поведение предписывается всегда[5].