Херихеб


Херихеб (егип. ẖry-ḥb(t) — «тот, кто при свитках»)[1] — один из высших жреческих титулов в Древнем Египте[2], принадлежавший жрецам-«чтецам», основной служебной обязанностью которых было чтение религиозных текстов во время проведения церемоний богослужения.

В древнеегипетской литературе причетники обычно изображались хранителями тайных знаний и исполнителями удивительных магических мистерий (heku)[3].

Должность херихеба известна с самого возникновения древнеегипетского государства. Главным требованием при назначении на эту должность было умение читать, понимать и переписывать иероглифические тексты. Поскольку херихеб имел доступ к священным книгам, заключавшим в себе религиозные и магические откровения, уже в эпоху Древнего царства считалось, что этот жрец является, помимо прочего, специалистом в разного рода магии (в новоегипетском языке термин hry-tp стал обозначать магию в целом[4]). Именно способность читать и понимать сакральные тексты отличала херихеба как от писцов, так и от жрецов других видов и рангов.

Правильное произнесение сакральных слов жрецами во время церемоний богослужения воспринималось древними египтянами в качестве основного действия, необходимого для установления связи между миром людей и потусторонним миром богов. Любое неверно произнесённое слово во время церемонии могло повлечь за собой неблагоприятные последствия. В этой связи запись и последующее прочтение религиозных текстов приобрели огромное значение для правильного проведения божественного ритуала.

Титул херихеба встречается в титулатуре высших сановников царя — чати, казначеев, князей, номархов, а также царских сыновей уже в период Древнего царства. Первоначально обязанности херихеба исполнял один из сыновей царя, лишь впоследствии при увеличении бюрократического аппарата число херихебов умножилось и сформировалось в особую жреческую должность. Во времена III династии херихеб при царском дворе осуществлял не только соответствующие жреческие функции, но и исполнял обязанности своеобразного царского секретаря и доверенного лица. В период IV династии многие родственники фараона, прежде всего, сыновья имели титул херихеба, к примеру, во время царствования Хафра его сыновья Ниусерра, Иун-Ра, Анхмара и Сехемкара носили титул «херихеб своего отца» (егип. ẖrj-ḥb(t) it.f).

Херихебы владели как иератической, так и иероглифической системами письма, в их обязанности входила декламация сакральных текстов при отправлении культа. Херихеб не только читал религиозные тексты, он ещё и обладал знанием и навыком толкования их скрытого содержания, благодаря чему искусство херихеба было окутано сакральной тайной.