Херрман, Бернард


Бернард Хе́ррман[5] (англ. Bernard Herrmann; имя при рождении — Максимилиан Херман (англ. Maximillian Herman); 29 июня 1911, Нью-Йорк — 24 декабря 1975, Лос-Анджелес) — американский композитор и дирижёр, наиболее известный своей работой по созданию музыки для кинофильмов. Как дирижёр, он продвигал музыку малоизвестных композиторов. Его считают одним из величайших композиторов кино.

Лауреат премии «Оскар» (за фильм «Дьявол и Дэниэл Уэбстер[en]» 1941 года), Херрман в основном известен благодаря сотрудничеству с режиссером Альфредом Хичкоком, наиболее известными из которых являются «Человек, который слишком много знал» (1956), «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959) и «Психо» (1960). Он также написал музыку для таких фильмов как «Гражданин Кейн» (1941), «Призрак и миссис Мьюр» (1947), «День, когда Земля остановилась» (1951), «Седьмое путешествие Синдбада» (1958), «Мыс страха» (1962), «Ясон и аргонавты» (1963), «451 градус по Фаренгейту» (1966), «Наваждение» (1975) и «Таксист» (1976). Он много работал в радиодраматургии и многих телевизионных программах, включая «Сумеречную зону» Рода Серлинга и «Есть оружие — будут путешествия[en]».

Родился в еврейской семье под именем Макс Херман. Родители Хермана: мама — Ида (дев. Горенштейн) и Абрам Дардик, родом с Украины. Учился в Нью-Йоркском университете вместе с Перси Грейнджером. Также обучался в Джульярдской школе, где в возрасте 20 лет собрал свой первый камерный оркестр.

В 1934 году зачислен в штат дирижёром Си-би-эс. В 1943 году стал главным дирижёром симфонического оркестра «Коламбия». Под управлением Херрмана прозвучали произведения многих композиторов. Херрман стал первооткрывателем музыки малоизвестного на тот момент Чарльза Айвза. Также под управлением Херрмана состоялась премьера 22-ой симфонии Н. Я. Мясковского.

В 1930-е и 1940-е годы сотрудничал с Орсоном Уэллсом (известный радиоспектакль по «Войне миров», «Гражданин Кейн»). Создал музыкальное сопровождение для всех фильмов Альфреда Хичкока, снятых с 1955 по 1964 год. Его шедевром считается саундтрек к хичкоковскому «Психо». На фильме «Разорванный занавес» произошёл конфликт композитора и режиссёра. Хичкок под влиянием продюсеров компании «Universal» заказал Херрману песню к фильму в духе модной тогда бондианы. Отказавшись сочинять песню, композитор написал мрачную музыку, что неудовлетворило режиссёра и продюсеров[6].

После размолвки с Хичкоком работал с Франсуа Трюффо451 градус по Фаренгейту», «Невеста была в чёрном») и Брайаном де ПальмойСёстры», «Наваждение»). Для фильма «451 градус по Фаренгейту» композитора режиссёру порекомендовал сам автор литературной первоосновы Рэй Бредбери, зная, что Трюффо написал подробную книгу о жизни и творчестве Хичкока[7]. Позже, когда Херрман спросил режиссёра, почему он выбрал именно его, а не кого-либо из классических композиторов — Пьера Булеза и Штокхаузена, Трюффо ответил: «Они пишут музыку двадцатого века, а Вы пишете музыку двадцать первого века!»[7].