Хивинец (канонерская лодка)


Мореходная канонерская лодка «Хивинец» заказана в рамках судостроительной программы на 19041914 годы, хотя постройка предполагалась программой 1898 года «для нужд Дальнего Востока». Специально спроектирована для стационерной службы в водах Средиземного моря и Персидского залива. За основу был взят проект канонерской лодки американского флота «Хелена» («Helena»), построенной в 1896 году.

Зачислена в списки судов Балтийского флота 24 сентября 1903 года, заложена 10 сентября 1904 года на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге в присутствии Великого Князя Алексея Александровича одновременно с минным транспортом «Волга», спущена на воду 11 мая 1905 года, вступила в строй в июле 1906 года. Первый в отечественном флоте боевой корабль с системой охлаждения внутренних помещений.

После вступления в строй канлодка была отправлена на остров Крит в качестве судна-стационера. 23 сентября 1906 года она вышла из Кронштадта и 8 ноября прибыла в бухту Суда. В феврале 1907 года экипаж канонерской лодки оказывал помощь пассажирам терпящего бедствие у острова Элафонисси австрийского парохода «Кайзерин».

В июне 1912 года была сменена канонерской лодкой «Донец» и ушла на ремонт в Севастополь, получив разрешение турецкого правительства на проход Проливов[1]. В Севастополе канлодка прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов с заменой трубок в котлах и установкой кормовой мачты.

Ремонт закончился 17 октября 1912 года, после чего корабль возвратился в Суду. 27 января 1913 года лодка вышла из Греции и 25 апреля 1913 года прибыла в Кронштадт, где была зачислена в состав учебного отряда Морского корпуса.

В начале Первой мировой войны «Хивинец» вошел в состав отряда обороны Або-Оланской шхерной позиции. В 19151916 годах канлодка прошла ремонт и была довооружена: на неё установили два 120-мм орудия, снятых с потопленной канонерской лодки «Кореец II»[2] и зенитные орудия. После ремонта «Хивинец» вновь вошёл в состав Шхерного отряда. Затем он был переведён в Рижский залив.