Хлебниковский лесопарк


Хле́бниковский лесопа́рк — лесопарк в Москве и Московской области. Создан в 1935 году как часть Лесопаркового защитного пояса Москвы. В отдельный лесопарк преобразован в 1961 году в связи с расширением границ Москвы до МКАД за один год до этого.

Подавляющая часть, около 95 %, Хлебниковского лесопарка располагается на территории городского округа Мытищи Московской области. Первоначально территория лесопарка была больше сегодняшней и составляла 38,51 квадратных километра. С запада границей служил канал Москва — Волга, с севера Пироговское водохранилище, с востока город Мытищи.

В настоящее время территория ограничена Осташковским шоссе на востоке и Алтуфьевским на западе. На севере лесопарк доходит до населённых пунктов Бородино и Вёшки, где сплошная полоса зелёных насаждений прерывается. Далее на север лесопарк доходит до Пироговского водохранилища. Практически в черте лесопарка находятся населённые пункты Нагорное и посёлок Вёшки. В настоящее время территорию лесопарка около этих деревень активно используют под застройку дач и коттеджей. Также под дачное и коттеджное строительство вырубается лес на территории усадьбы Нехлюдово и возле деревни Ховрино.

Небольшая часть, примерно 6 %, находится к западу от Савёловской железной дороги, между МКАД и рекой Бусинка.

По территории лесопарка от Осташковского шоссе (поворот от деревни Челобитьево) до Нагорного проходит Челобитьевское шоссе. Шоссе с асфальтовым покрытием, по одной полосе в каждую сторону. Существует и также проходит через территорию лесопарка асфальтированная двухполосная шоссейная дорога от деревни Беляниново на Осташковском шоссе до деревни Грибки на Дмитровском шоссе с заездом в поселок Поведники. Автомобильное движение по всем дорогам очень интенсивное, что, несомненно, наносит существенный вред экологии лесопарка.

Правительство Московской области еще в 2011 году запланировало построить 16-километровую трассу, которая пройдет через Хлебниковский лесопарк и соединит Ярославское шоссе с Дмитровским, чтобы выполнять функцию дублера северного участка МКАД и Осташковского шоссе. Местные жители выступали против этого проекта, их обеспокоенность поддерживала и Общественная палата РФ, В январе 2018 года подмосковное правительство и «Группа ВИС» (крупный подрядчик «Газпрома») подписали концессионное соглашение о строительстве дороги, которая будет платной. Стоимость трассы оценена в 30 млрд руб. без НДС (75 % денег — частные, обеспеченные, по большей части, кредитом «Газпромбанка»). Строительство планируется начать во второй половине 2019 года, в 2022-м магистраль запустят[1]. По состоянию на конец 2021 года строительство не начато.